Нормы Указа № 496 при торговле изделиями из натурального меха |
Основными видами деятельности организации являются оптовая и розничная торговля изделиями из натурального меха. Данные товары приобретаются как на территории Республики Беларусь, так и ввозятся из Российской Федерации. На товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь из Российской Федерации, нанесены контрольные (идентификационные) знаки Российской Федерации.
Необходимо ли в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496 «О прослеживаемости товаров» (далее — Указ № 496) с 01.07.2021 при реализации указанных товаров использовать электронные накладные с указанием информации о нанесенных средствах идентификации? Необходимо ли представлять данные об остатках предметов одежды из натурального меха?
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указ № 496 прослеживаемости подлежат товары, включенные в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами — членами Евразийского экономического союза, и (или) перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (далее, если не предусмотрено иное, — перечни). При этом согласно абзацу второму части первой пункта 14 Положения о функционировании системы прослеживаемости товаров, утвержденного Указом № 496, на субъектов хозяйствования, осуществляющих операции, связанные с оборотом товаров, включенных в перечни, возлагается обязанность использования электронных накладных, порядок создания, передачи и получения которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
В настоящее время постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2021 г № 250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 496» установлен перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости. В указанный перечень предметы одежды из меха не включены.
Учитывая изложенное, при осуществлении операций, связанных с оборотом предметов одежды из меха, обязанность использовать электронные накладные в рамках Указа № 496, а также представлять в МНС для включения в программный комплекс «Система прослеживаемости товаров» государственной информационной системы «Программно-технический комплекс по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде» сведения об остатках таких товаров отсутствует.
Вместе с тем согласно подпункту 1.1 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2019 г. № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» организация вправе при наличии программных и технических средств использовать электронные накладные.
Одновременно отмечаем, что с 8 июля 2021 г. вступает в силу новая редакция Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров» (далее — Указ № 243). Так, в частности в соответствии с пунктом 3 Положения о маркировке товаров средствами идентификации, утвержденного Указом № 243, на субъектов хозяйствования, осуществляющих оборот товаров со средством идентификации, нанесенным непосредственно на товар или его упаковку либо на материальный носитель, не содержащий элементы (средства) защиты от подделки или знак защиты, возлагается обязанность использовать товарно-транспортные и (или) товарные накладные, создаваемые в виде электронных документов (далее — электронные накладные), в которых указана информация о нанесенных средствах идентификации.
В настоящее время для маркировки предметов одежды из меха в Российской Федерации используются материальные носители (контрольные (идентификационные) знаки), содержащие элементы (средства) защиты от подделки. Таким образом, при обороте на территории Республики Беларусь приобретенных в Российской Федерации предметов одежды из меха, использование электронных накладных также не является обязанностью субъектов хозяйствования.