Наступление холодов: применение норм расхода топлива |
В связи с наступлением холодов многие организации, имеющие автомобили, задаются вопросами о возможности повышения нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобилей, при этом нередко допуская ошибки при определении возможного периода повышения, документального подтверждения возможности повышения, величины повышения.
Правильно применять нормы расхода топлива в зимних условиях эксплуатации автомобилей поможет данная статья.
Нормы расхода топлива важны для как целей учета израсходованного топлива, так и для определения налогооблагаемой прибыли. Так, организациям следует учитывать, что в соответствии с п. 1.7 ст. 131 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством. Это требование распространяется в том числе на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.03.2012 № 2-2-23/637 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль»).
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливает Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141).
Согласно п. 3 данной Инструкции линейная норма расхода топлива — это объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива.
Организации могут применять повышения норм расхода топлива, предусмотренные Инструкцией № 141. В соответствии с п. 10 данной Инструкции повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:
· механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации — не более 10%. Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и т.п.), данное повышение не применяется;
· автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или индивидуальным предпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь — по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны) — не более 35%.
В Инструкции № 141 предусмотрены и иные случаи, когда нормы расхода топлива могут быть повышены.
Применение повышения норм расхода топлива в зимних условиях эксплуатации
Рассмотрим отдельные практические ситуации, когда допускаются нарушения. Так, нередко у организаций имеет место применение зимнего повышения норм расхода топлива без учета температуры окружающего воздуха. В данном случае следует учитывать нормы п. 3 Инструкции № 141, которыми предусмотрено, что для целей данной Инструкции зимние условия эксплуатации — это эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, ниже 0 °C.
В соответствии с п. 8 Инструкции № 141 отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием. Результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме согласно приложению к Инструкции № 141.
При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Журнал регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха выглядит следующим образом:
ЖУРНАЛ
регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха
Наименование организации ООО «АВТО»
Дата |
Время |
Автомобиль (регистрационный, гаражный или инвентарный номер) |
Температура окружающего воздуха, °C |
Особые метеорологические условия |
Фамилия, имя, отчество ответственного лица |
Подпись |
01.11.2018 |
08:00 |
7797 КР-5 |
–2 °C |
— |
Новик А. Г. |
Новик |
Следует обратить внимание организаций на то, что для применения рассматриваемого повышения необходимо наличие отрицательной температуры окружающего воздуха (ниже 0 °C). Температура 0 °C не является отрицательной, следовательно, данное повышение при температуре 0 °C не применяется.
<...>