Особенности публикации проаудированной бухгалтерской отчетности |
Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, практикующий аудитор
В соответствии с требованиями ст. 16 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) годовая отчетность организации в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации. Порядок и сроки публикации отчетности определяются законодательством Республики Беларусь.
Годовая бухгалтерская отчетность организации может быть опубликована, а в случаях, предусмотренных законодательством, подлежит обязательной публикации в определенных объемах.
Если годовая отчетность подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, она публикуется вместе с аудиторским заключением по этой отчетности.
Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З) аудиторское заключение — это документ, составленный аудиторской организацией, аудитором — индивидуальным предпринимателем по результатам оказания аудиторских услуг и содержащий выраженное в установленной форме аудиторское мнение.
В соответствии со ст. 20 Закона № 56-З аудиторское заключение по результатам оказания аудиторских услуг в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, составляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Общий порядок формирования и представления аудиторского заключения по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности регулируется Национальными правилами аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.06.2017 № 18 (далее — Правила № 18).
Если по результатам аудита аудиторская организация (аудитор — индивидуальный предприниматель) приходит к выводу, что отчетность аудируемого лица во всех существенных аспектах составлена в соответствии с применимой основой составления и представления отчетности, аудиторской организации (аудитору — индивидуальному предпринимателю) следует выразить немодифицированное аудиторское мнение (п. 7 Правил № 18).
Аудиторской организации (аудитору — индивидуальному предпринимателю) необходимо модифицировать аудиторское мнение, если:
-
· на основании полученных аудиторских доказательств аудиторская организация (аудитор — индивидуальный предприниматель) приходит к выводу о том, что отчетность аудируемого лица в целом содержит существенные искажения;
-
· у аудиторской организации (аудитора — индивидуального предпринимателя) отсутствует возможность получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств того, что отчетность аудируемого лица в целом не содержит существенных искажений (п. 8 Правил № 18).
В соответствии с п. 13 Правил № 18 раздел аудиторского заключения «Аудиторское мнение» должен содержать следующую информацию:
-
· наименование аудируемого лица, в отношении отчетности которого проведен аудит, его место нахождения, сведения о государственной регистрации (дата государственной регистрации, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
-
· указание на факт проведения аудита данной отчетности;
-
· состав отчетности, в отношении которой проведен аудит;
-
· дату или период, за который составлена отчетность;
-
· выраженное в установленной форме аудиторское мнение.
При невозможности получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств путем выполнения альтернативных процедур аудиторской организации (аудитору — индивидуальному предпринимателю) следует в случае, если аудиторская организация приходит к выводу, что возможное влияние на отчетность аудируемого лица необнаруженных искажений может быть настолько существенным и распространенным, что выражение аудиторского мнения с оговоркой будет недостаточным для информирования пользователей отчетности о серьезности сложившейся ситуации, аудиторской организации (аудитору — индивидуальному предпринимателю) следует:
-
· если это возможно и целесообразно, отказаться от проведения аудита. Целесообразность отказа от проведения аудита может зависеть от степени завершенности аудита на момент введения руководством аудируемого лица ограничения. Если аудиторской организацией (аудитором — индивидуальным предпринимателем) в основном аудит завершен, аудиторская организация (аудитор — индивидуальный предприниматель) может принять решение о завершении работ в той мере, в которой это возможно, и отказаться от выражения аудиторского мнения. Если аудиторская организация (аудитор — индивидуальный предприниматель) отказывается от проведения аудита, необходимо предварительно проинформировать лиц, наделенных руководящими полномочиями, об обстоятельствах, связанных с выявленными в ходе аудита искажениями, которые могли бы привести к выражению модифицированного аудиторского мнения;
-
· если отказ от проведения аудита до представления аудиторского заключения невозможен или практически неосуществим, то отказаться от выражения аудиторского мнения (п. 50 Правил № 18).
<...>