Учет сервисов для организации удаленной работы |
Работники многих организаций по причине пандемии коронавируса COVID-19 переведены на удаленную работу. Для организации удаленной работы такие хозяйствующие субъекты приобретают соответствующие сервисы, например, Zoom, TeamViewer и др.
Как отражаются в бухгалтерском учете и при налогообложении затраты на приобретение сервисов для организации удаленной работы?
Действующие нормативные правовые акты не содержат прямых норм, позволяющих однозначно классифицировать понесенные затраты. При приобретении сервисов важно определить, что мы покупаем — услугу либо имущественные права на объект интеллектуальной собственности.
Согласно информации из глобальной сети Интернет, Zoom Video Communications, Inc. (Zoom) — американская компания коммуникационных технологий со штаб-квартирой в Сан-Хосе, штат Калифорния, которая предоставляет услуги удаленной конференц-связи с использованием облачных вычислений. Zoom предлагает коммуникационное программное обеспечение, которое объединяет видеоконференции, онлайн-встречи, чат и мобильную совместную работу (работает на операционных системах Windows, Mac OS, iOS, Android и Linux).
TeamViewer — пакет программного обеспечения для удаленного контроля компьютеров, обмена файлами между управляющей и управляемой машинами, видеосвязи и веб-конференций. TeamViewer работает на операционных системах Windows, Mac OS X, Linux, iOS и Android.
Для работы указанных сервисов, как правило, программное обеспечение скачивается посредством сети Интернет, также, как правило, посредством сети Интернет производится оплата соответствующих лицензий (планов конференций и т.п.), исходя из количества пользователей, набора функций, срока, на который осуществляется приобретение лицензий (планов конференций и т.п.).
Таким образом, по мнению автора, приобретенное программное обеспечение следует рассматривать в качестве имущественных прав на объект интеллектуальной собственности.
Согласно п. 7.1 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее — Инструкция № 25), к нематериальным активам относятся имущественные права в отношении объектов интеллектуальной собственности, в том числе объектов авторского права, включая компьютерные программы, базы данных или их экземпляры, приобретенные по лицензионным (авторским) договорам или иным основаниям, предусмотренным законодательством, иные объекты авторского права.
При этом организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении условий признания, предусмотренных в п. 4 Инструкции № 25:
· активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;
· активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;
· организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
· активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
· организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;
· первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
...
Подробнее читайте в статье.
<...>