Закупаем кофе, чай, печенье для работников и для проведения представительских мероприятий |
Многие организации имеют комнаты приема пищи и отдыха, а во время обеденного перерыва там принято угощать гостей и сотрудников горячими напитками. С этой целью организации закупают кофе, чай и другие продукты. Также они необходимы для официальных приемов делегаций, переговоров с деловыми партнерами, потенциальными клиентами.
Для бухгалтера это означает, что закупку продуктов и напитков необходимо отразить в бухгалтерском учете. Для этого важно оформить эти закупки приказом руководителя, в котором будет определена цель их приобретения. Это важно, поскольку в зависимости от цели приобретения в дальнейшем будет определен порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим отражение таких закупок в зависимости от разных целей.
Если продукты закупаются для работников
Продукты питания отражаются в бухгалтерском учете организации в качестве запасов на сч. 10 «Материалы» по фактической себестоимости (п. 2–4, 6, 7 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133), п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50)). Причитающиеся к оплате входные суммы налога на добавленную стоимость (далее — НДС) отражаются по дебету сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и кредиту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (п. 21 Инструкции № 50).
Порядок списания таких продуктов определяют в учетной политике предприятия. На сегодняшний день нормативными документами не определено, как документально оформить такое списание.
Согласно п. 65 и 66 Инструкции № 133 списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться в случаях, если материалы пришли в негодность по истечении сроков хранения, если материалы морально устарели, в случаях выявления недостач, хищений или порчи и в иных случаях.
Подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется комиссией с участием материально ответственных лиц. Списание материалов оформляется актом на списание материалов.
Форму акта или иного первичного документа на списание продуктов питания организация вправе разработать самостоятельно, закрепив ее в учетной политике.
Потребление кофе, чая и иных продуктов, использованных работниками организации в течение рабочего дня, не связано с процессом производства и реализации и носит социальный характер. Поэтому в бухгалтерском учете их списание отражают в составе прочих расходов по текущей деятельности организации на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102)).
Налогообложение. Налог на прибыль. Как сказано выше, поскольку потребление кофе, чая и иных продуктов не связано с процессом производства и реализации, а носит социальный характер, то такого рода расходы в целях исчисления налога на прибыль не учитываются (абз. 2 п. 1.3 ст. 173 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)).
<...>