Новое в налоговом законодательстве и Основных направлениях бюджетно-финансовой и налоговой политики |

31 октября 2019 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ № 411 «О налогообложении» (далее — Указ № 411). Указ № 411 уточняет отдельные вопросы налогообложения с учетом правоприменительной практики.
Так, отменяется требование о прохождении облигациями белорусских организаций, эмитированными с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г. и с 1 июля 2015 г. и размещенными у инвесторов, являющихся иностранными организациями, процедуры листинга и (или) допуска к обращению на бирже.
Кроме того, освобождаются от уплаты подоходного налога те доходы, которые в виде оплаты (возмещения) расходов принимающей стороной получены работниками, направленными на обучение за границу. Освобождаются также от обложения подоходным налогом фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей и др. (см. подробнее статью А. Александрова «Об освобождении от подоходного налога командировочных расходов»).
Для индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога, осуществляющих розничную торговлю, отменяется обязанность представлять документы, подтверждающие приобретение товаров, при их перевозке, хранении и реализации.
Также Указом № 411 определен общий порядок налогового обязательства (исходя из однократной налоговой базы) на единый налог на вмененный доход при выявлении налоговым органом факта неуплаты этого налога в налоговых периодах до 1 января 2019 г.
Следует отметить, что Указ № 411 — первый среди документов, регламентирующих изменения налогового законодательства, которых следует ожидать в новом году. Так, в 2020 году планируется проиндексировать ставки налогов на 5%. Такие данные приводятся в документе «Основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Беларуси на 2020–2022 годы» (далее — Основные направления). Документ подготовлен Министерством финансов Республики Беларусь, как сообщается, в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, и его изменения направлены на формирование и реализацию мер бюджетной политики в соответствии со стратегическими целями социально-экономического развития страны, а также на обеспечение стабильности экономического роста с учетом основных приоритетов устойчивого развития.
При подготовке Основных направлений также учтены положения Послания Президента Республики Беларусь от 19.04.2019, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2018–2020 годы, а также Указа Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», Указа от 23.03.2016 № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки», Указа от 25.07.2016 № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ», утвержденных государственных программ на 2016–2020 годы, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.2019 № 149 «Об утверждении среднесрочной финансовой программы республиканского бюджета на 2019–2021 годы», а также Стратегии реформирования системы управления государственными финансами Республики Беларусь. Разработка Стратегии осуществлялась также с учетом сформулированных в «Повестке дня в области устойчивого развития» Целей устойчивого развития ООН на период 2016–2030 годов.
Итак, какие направления предлагается скорректировать данным документом?
В 2020 году предусматривается индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам, на прогнозную инфляцию — 5%, отмечается в документе.
Планируется также увеличение ставок акцизов в рамках их гармонизации в ЕАЭС (на крепкие алкогольные напитки — на 6%; на табачные изделия — на 15% на все ценовые группы).
Доходная база бюджета на 2020 год будет рассчитана в условиях нарастания негативного влияния налогового маневра, реализуемого Российской Федерацией, а также под влиянием других факторов, в том числе внешних. Прогнозные показатели по доходам бюджета на 2020 год учитывают потери по сравнению с текущим годом доходов от реализации налогового маневра, отмены ограничения по принятию к вычету входного налога на добавленную стоимость в части импорта потребительских товаров, снижения с 2,5 раза до 2 раз предельного размера повышающих (понижающих) коэффициентов к ставкам имущественных налогов, устанавливаемых местными Советами депутатов, снижения кадастровой стоимости земель общественно-деловой и производственной зоны.
При этом общие потери бюджета по сравнению с 2019 годом в результате влияния комплекса факторов (налоговый маневр Российской Федерации — прим. ред.) оцениваются в сумме 1,9 млрд бел. руб.
<...>