Учетная политика организации |
В 2017 году было принято немало новых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, влияющих на формирование учетной политики организаций. Главным образом изменения касались порядка бухгалтерского учета курсовых разниц, начисления амортизации, отражения в бухгалтерском учете выбытия отдельных активов, которые влияют на формирование учетной политики организации в 2018 году.
Статьей 11 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон) предусмотрено, что в обязанности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, входят в том числе и формирование учетной политики организации.
Как показывает практика, у многих организаций учетная политика не содержит всех предусмотренных законодательством разделов.
Согласно п. 4 ст. 9 Закона учетная политика организации включает:
· применяемые организацией виды учетной оценки.
Учетная оценка — это стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (ст. 1 Закона).
Согласно ст. 12 Закона учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь.
Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:
· первоначальная стоимость — стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;
· приведенная (дисконтированная) стоимость — текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;
· переоцененная стоимость — стоимость актива или обязательства после их переоценки;
· другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.
Порядок применения видов учетной оценки устанавливается законодательством Беларуси.
Необходимо отметить, что правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов при изменениях учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) устанавливает Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее — Национальный стандарт № 80);
· план счетов бухгалтерского учета организации.
На основе Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Постановление № 50, Инструкция № 50), руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее — рабочий план счетов).
Для бухгалтерского учета хозяйственных операций организация по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов.
Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.
Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (п. 3 Инструкции № 50);
· разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов.
Оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляются организацией на белорусском или русском языке.
Согласно ст. 10 Закона первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения.
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.
Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне. Иные формы первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.
Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.
Перечень первичных учетных документов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее — Перечень № 360);
· применяемую организацией форму бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета может быть автоматизированной, журнально-ордерной учета, с ручной обработкой данных и др.
Согласно ст. 11 Закона учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных ст. 11 Закона;
· порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.
Статьей 13 Закона предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.
На данный момент действует Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180).
В случае уточнения порядка проведения инвентаризации Министерством финансов Республики Беларусь, возможно, потребуется внесение изменений и (или) дополнений в учетную политику.
<...>