Как минимизировать налоговые платежи (часть 2) |
Как мы уже писали в первой части данной статьи, сущность налогового планирования заключается в признании за каждым плательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Таким образом, налоговое планирование — это законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
Структура затрат представительских расходов и отражение их в первичных учетных документах.
Прежде всего отметим, что структуру данных затрат следует оговорить в учетной политике организации. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) учетная политика — это совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. Такая совокупность представлена в п. 4 ст. 9 Закона № 57-З.
Способы ведения бухгалтерского учета — применяемые при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности способы первичного наблюдения, виды учетной оценки, способы группировки и обобщения хозяйственных операций (абз. 5 п. 2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80).
Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.
Таким образом, порядок отнесения представительских расходов на себестоимость продукции следует отразить в учетной политике организации, которая оформляется соответствующей документацией (решением, приказом, распоряжением, другим документом).
При этом законодательством не определены формы документов, которыми должны быть оформлены представительские расходы.
Итак, организация вправе самостоятельно разработать и утвердить локальный нормативный акт, определяющий нормы расходов по приему и обслуживанию официальных делегаций и отдельных лиц, с учетом требований действующего законодательства, в частности, ст. 10 Закона № 57-З.
Документальное оформление обоснования произведенных представительских расходов.
Обоснованием произведенных расходов на официальные приемы делегаций для целей отнесения в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, могут быть распорядительные документы организации (приказы, распоряжения и др.), в которых будет предусмотрен план мероприятий, цель, место и сроки их проведения, смета с указанием конкретных статей расходов (проживание, питание, услуги переводчика и др.). По результатам проведения приема понесенные расходы должны быть подтверждены первичными бухгалтерскими документами.
Если проведенные мероприятия (например, ужин в ресторане) не носят официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, расходы по их проведению не учитываются для целей налогообложения прибыли. Что касается проведения переговоров в рамках производственных командировок, то, по нашему мнению, следует применять аналогичный порядок признания таких расходов.
Таким образом, организации следует разработать положение (иной распорядительный документ), определяющее порядок приема делегаций, отдельных лиц (в том числе отражающее вопросы проживания, питания, культурные мероприятия, бытовые услуги, услуги переводчика, транспортные услуги), проведения собраний, конференций, семинаров, коллегий, советов. Данный локальный акт следует согласовать с главным бухгалтером.
Рекомендуется назначить должностных лиц организации, ответственных за организацию приема, разработку программы пребывания, составление сметы расходов, сроки представления отчетов и документов, подтверждающих фактические расходы, порядок учета и контроля расходов на представительские цели.
При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Если товары (услуги) на представительские цели приобретены подотчетным лицом, то подтверждающими документами являются первичные документы, выданные соответствующими организациями подотчетному лицу. Например, кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг) и т.д., а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм.
При заключении договора со сторонней организацией (например, с предприятием общественного питания) документальным подтверждением осуществления представительских расходов будет служить договор с данной организацией, акт выполнения работ (оказания услуг), счет-заказ.
Если привлекаются переводчики, не состоящие в штате организации, расходы также подтверждаются соответствующими договорами, актами выполненных работ и иными документами.
Таким образом, несмотря на требование законодательства документально подтверждать представительские расходы, пока не выработано единого стандарта или перечня соответствующих документов. Можно сказать, что наличие официальных документов обязательно, но их форма не унифицирована. Этот вопрос решается учетной политикой самой организации. В качестве таких актов могут выступать:
· приказ директора о проведении мероприятия, обязательно содержащий цель, дату, время и место организации приема, указание на контрагентов, принимающих участие, а также имена ответственных и контролирующих лиц;
· программа будущего мероприятия, которая не будет действительной без приказа, основные этапы представительской встречи в ней нужно привязать к конкретным датам и времени;
· смета мероприятия — расшифровка расходов по конкретным статьям (транспорт, буфет и др.), лучше создать ее на каждый этап отдельно, обязательно утвердить у руководства;
· отчет о проведенном мероприятии, который составляется ответственным лицом, указанным в приказе, в нем отражаются все те же позиции, что и в приказе, плюс конкретный достигнутый результат каждого этапа (особенно если в ходе мероприятия были заключены какие-либо официальные договоры, подписаны документы);
· платежные документы, которые подтверждают расходы: чеки, счета-фактуры, акты выполненных работ и др.
В случае возникновения разногласий с контролирующими органами или рассмотрения спора в суде преимущество будут иметь организации, которые подготовили как предварительные подтверждающие документы (приказ, смета, программа), так и итоговые (отчет).
Кроме того, неотъемлемой частью деловой и управленческой деятельности любой организации являются собрания, конференции, семинары и коллегии (далее — совещание).
Совещанию предшествует принятие решения о его проведении, определяется тематика, повестка дня, общая продолжительность, дата и время начала, состав участников и примерный регламент работы. Целесообразно эти вопросы изложить в приказе либо плане совещания.
Перед совещанием производится подготовка помещения, технических средств, планируется встреча и регистрация участников, организация кофе-пауз, покупаются канцелярские принадлежности, вода и цветы.
Для определения суммы расходов, связанных с проведением совещания, можно составить смету либо иной документ, в котором будут отражены статьи и предполагаемые суммы расходов, и утвердить его у руководителя организации.
По результатам совещания должны быть оформлены документы, подтверждающие факт его проведения и обсуждение производственных вопросов. Состав таких документов (например, протокол переговоров, справка-расчет и т.п.) субъект хозяйствования вправе определить самостоятельно с учетом организационной структуры.
На основании этих документов затраты на организацию и проведение совещаний, в том числе расходы на чай, кофе, фрукты и кондитерские изделия, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
Пример.
Открытое акционерное общество «ОАО» проводит собрание акционеров. Для этого обществом были приобретены чай, кофе, потребляемые во время кофе-паузы. Возникает вопрос о включении понесенных расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
В соответствии с п. 1.4 ст. 173 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) при налогообложении не учитываются расходы на питание, организацию досуга, отдыха, в том числе при проведении рекламных акций, конференций, семинаров, переговоров, учебы и других аналогичных мероприятий.
Одновременно согласно п. 3.3 ст. 175 НК в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении, включаются расходы на проведение собраний участников (акционеров) организации, в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимых для проведения собраний документов, иные расходы, непосредственно связанные с проведением таких собраний.
Поскольку приобретение кофе и чая для присутствующих на собрании акционеров не связано с организацией досуга или отдыха, а потребление их производится во время собрания, то есть связано с производственной деятельностью ОАО, расходы на приобретение кофе и чая включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении.
Обращаем внимание, что каких-либо темпоральных (временных) ограничений для осуществления представительских мероприятий налоговым законодательством не установлено.
Разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь содержат примерный перечень расходов, которые могут быть включены в состав представительских расходов, при этом каких-либо ограничений по времени проведения мероприятий, носящих характер представительских, не установлено.
Соответственно, не будет нарушением включение в представительские расходы и учет в затратах, к примеру, ужина в ресторане в позднее время при условии документального оформления и подтверждения его первичными документами. То же касается и проведения представительских мероприятий в выходные или праздничные дни (при наличии подтверждающих документов такие расходы также будут представительскими).
Территориальные ограничения. Ограничения представительских расходов для целей налогообложения исходя из территориального расположения контрагентов законодательством не установлено.
Указами Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 398 (утратил силу с 01.11.2010) и от 27.09.2010 № 495 (утратил силу с 01.01.2011) нормы расходов, учитываемых при налогообложении затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав, на представительские цели подразумевали прием и обслуживание исключительно иностранных делегаций и отдельных лиц. В настоящее время для целей отнесения к представительским расходам не делается различия между тем, для кого организуется мероприятие, — для иностранной делегации или белорусских партнеров. Не является значимым также, где именно организован прием: в помещении фирмы или в баре либо ресторане.
Зависимость от результатов мероприятия. Представительские расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, возможно учесть при налогообложении независимо от результатов данных мероприятий.
Количество участников также не определяет представительские расходы. Этот фактор может повлиять только на размер трат, но, если он не выходит за установленную норму, значения этот показатель не имеет.
Спорные вопросы включения в представительские расходы отдельных видов затрат.
<...>