В каких случаях составляется акт сверки расчетов (взаиморасчетов) и где можно найти форму акта? |
Акт сверки расчетов составляется по мере необходимости. Однако при проведении инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами в соответствии с п. 63 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, наличие акта сверки расчетов обязательно. Акт может быть составлен как непосредственно перед проведением инвентаризации, так и после нее.
Документ отражает наличие у одного из участников расчетов задолженности перед другим их участником. Он представляет собой обязательство должника перед кредитором, поэтому составляется, как правило, кредитором.
Следует отметить, что наличие акта сверки расчетов является основанием для продления срока исковой давности по движению денежных средств или распоряжению ими.
Так, в соответствии со ст. 204 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Акт сверки расчетов как раз и является документом, свидетельствующим о признании долга.
Отметим, что в соответствии со ст. 197 ГК общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Общеизвестно, что распоряжаться денежными средствами организации вправе лишь ее руководитель, поэтому в акте сверки расчетов, являющемся финансовым обязательством, кроме наличия подписи главного бухгалтера, должна присутствовать и подпись ее руководителя как распорядителя средств организации.
Найти форму акта сверки расчетов в руководящих документах министерств и ведомств весьма проблематично.
<...>