Излишки при инвентаризации |

На государственном предприятии с 01.11.2018 по 30.11.2018 проведена ежегодная инвентаризация промежуточного склада. На 07.12.2018 результаты инвентаризации все еще не были представлены на подпись материально ответственным лицам. При этом 07.12.2018 на промежуточный склад пришел главный бухгалтер и стал перепроверять итоги инвентаризации, в результате чего им были обнаружены излишки. По итогам данной проверки материально ответственное лицо под давлением главного бухгалтера вынуждено было подписать соответствующий акт.
Несет ли ответственность за обнаруженные излишки материально ответственное лицо, принятое на работу три месяца назад без предварительной инвентаризации? Как установить, в каком периоде образовались излишки? В какие сроки материально ответственные лица должны подписать документы об окончании инвентаризации?
Действительно, в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон) при смене материально ответственных лиц проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно, как обязательно проведение инвентаризации перед составлением годовой отчетности. То, что при смене материально ответственных лиц инвентаризация не проводилась, свидетельствует о несоблюдении требований п. 2 Закона.
Порядок проведения инвентаризаций должна содержать учетная политика организации. Этот порядок должен соответствовать требованиям Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180).
Согласно п. 4 Инструкции № 180 инвентаризация должна проводиться также при коллективной (бригадной) материальной ответственности в случае:
· смены руководителя (бригадира);
· выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов;
· по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Учитывая, что в соответствии с п. 7 Инструкции № 180 перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация активов должна быть проведена не ранее 1 ноября, отметим, что в данной ситуации сроки проведения инвентаризации соблюдены.
Инвентаризация может проводиться только по приказу руководителя организации (п. 12 Инструкции № 180), которым назначается инвентаризационная комиссия. Ответственность за организацию и своевременное проведение инвентаризаций активов и обязательств несет руководитель организации.
<...>