Порядок проведения рекламной акции |
Одним из наиболее действенных способов повышения покупательской активности населения является проведение рекламных акций. С учетом нормы п. 4 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51, рекламная акция — это проводимое в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятие, в процессе которого все его участники, выполнившие условия, установленные проводящей это мероприятие организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки.
Решение о проведении рекламной акции принимается розничной организацией самостоятельно и оформляется внутренними документами.
Следует иметь в виду, что порядок проведения рекламных акций на территории Республики Беларусь законодательно не установлен.
Разработка и утверждение Порядка проведения рекламной акции (далее — Порядок) осуществляется в форме единого документа, например, положения. Оно в последующем может дополняться другими внутренними документами, например, приказом (решением, распоряжением) руководителя организации, основные положения которых закрепляются в учетной политике розничной организации.
В Порядке, как правило, устанавливается регламент проведения рекламной акции, назначаются лица, ответственные за ее проведение (работники организации), и (или) определяются организации-рекламодатели. Кроме того, в нем приводится перечень материальных ценностей, которые передаются материально ответственному лицу (лицам) для проведения рекламной акции (рекламируемые товары, рекламные материалы и (или) образцы, подарки (призы), предназначенные для использования во время проведения акции, и т.д.).
Передача рекламируемых товаров, рекламных материалов и (или) рекламных образцов и других материальных ценностей со склада розничной организации материально ответственным лицам для проведения рекламной акции осуществляется на основании накладной на внутреннее перемещение либо иного первичного учетного документа, установленного в организации для таких целей (п. 2, 4 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее — Закон № 57-З). При перемещении указанных материальных ценностей к месту их распространения с использованием автотранспортных средств в обязательном порядке заполняется товарно-транспортная накладная (п. 1 Инструкции о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58).
При проведении рекламной акции дополнительно к Порядку руководителем организации составляются и утверждаются: программа проведения акции, смета расходов на ее проведение, отчет о ее проведении.
Ограничения при проведении рекламных акций, установленные законодательством о рекламе. Законодательством о рекламе установлен ряд ограничений, связанных с проведением рекламных акций. В частности, запрещаются организация и проведение рекламных акций в целях стимулирования реализации алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива (п. 2 ст. 17 и п. 2 ст. 18 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон № 225-З)).
Наличие в рекламе, на ценниках на пиво, слабоалкогольные и алкогольные напитки информации о снижении их стоимости, размере скидки (например, «Акция!») признается рекламным мероприятием, направленным на стимулирование реализации вышеуказанных напитков, что запрещено нормами Закона № 225-З.
Также запрещено:
· бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе предоставление более 5 л таких напитков в качестве призов (подарков) (п. 2 ст. 17 и п. 2 ст. 18 Закона № 225-З);
· размещение (распространение) рекламы табачных изделий, их бесплатное (безвозмездное) распространение, в том числе использование в качестве призов (подарков), а также предложение гражданам, покупающим табачные изделия или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в рекламных мероприятиях (п. 3 ст. 17 Закона № 225-З);
· организация и проведение рекламных акций в целях стимулирования реализации услуг игорных заведений и азартных игр (п. 2 ст. 23 Закона № 225-З).
Информация о проведении рекламной акции, предоставляемая покупателям. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 90-З) организатор рекламной акции, объявивший о ее проведении, обязан своевременно предоставить потребителям (участникам акции) необходимую и достоверную информацию:
· о наименовании акции, сроках ее проведения (если они предусмотрены);
· о рекламируемых товарах (других товарах, участвующих в акции), их качественных и других характеристиках, производителях (импортерах);
· об условиях, за выполнение которых участникам акции предоставляются подарки (призы);
· о подарках (призах), предоставляемых за выполнение установленных условий акции, размерах скидок;
· другую информацию, соответствующую установленным законодательством и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
<...>