Макулатура: бухгалтерский учет и налогообложение |

Правовые основы обращения с отходами установлены Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон № 271-З).
Основными направлениями Закона № 271-З являются уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторсырья.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона № 271-З отходы, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь, относятся к вторичным материальным ресурсам.
В свою очередь, вторичные материальные ресурсы, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими нормативными правовыми актами (далее — ТНПА), относятся к вторичному сырью (вторсырье) (п. 2 ст. 1 Закона № 271-З).
Макулатура представляет собой отходы производства, переработки и потребления всех видов бумаги и картона, пригодных для дальнейшего использования в качестве волокнистого сырья. К макулатуре относятся устаревшие и пришедшие в негодность книги, журналы, старые газеты, а также использованная бумажная и картонная упаковка.
Макулатура используется в качестве вторсырья при производстве бумаги (писчей, типографской и туалетной), тарного и упаковочного картона, а также кровельных, изоляционных и других стройматериалов. Использование макулатуры существенно экономит древесину и позволяет уменьшить вырубку лесов.
Макулатура — один из самых выгодных для переработки видов вторсырья.
Источниками образования макулатуры являются промышленные, торговые и административные предприятия и учреждения, также организуется ее сбор у населения.
Согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т (далее — Классификатор № 3-Т), к макулатуре, используемой как вторичные материальные ресурсы, относятся, в частности:
· отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства;
· отходы печатной продукции;
· отходы упаковочной бумаги, картона, гофрокартона (незагрязненные);
· прочие незагрязненные отходы бумаги, картона, гофрокартона.
С целью создания эффективной системы сбора (заготовки) отходов бумаги и картона, совершенствования механизма заготовительной деятельности, направленной на увеличение объемов сбора (заготовки) отходов бумаги и картона, и повышения качества поставляемой макулатуры в Республике Беларусь порядок сбора, заготовки и поставки макулатуры перерабатывающим организациям установлен Инструкцией о порядке организации сбора (заготовки) и поставки макулатуры перерабатывающим организациям республики, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 24.02.2009 № 12 (далее — Инструкция № 12).
Согласно определениям, приведенным в п. 2 Инструкции № 12:
· макулатура — это отходы бумаги и картона, соответствующие требованиям, установленным ТНПА;
· заготовительные организации — организации, осуществляющие деятельность по сбору (заготовке) и поставке макулатуры перерабатывающим организациям республики;
· перерабатывающие организации республики — юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с переработкой макулатуры;
· производители отходов бумаги и картона — юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы бумаги и картона.
На основании п. 4 Инструкции № 12 областные и Минский городской исполнительные комитеты утверждают задания по сбору (заготовке) и поставке макулатуры заготовительным организациям, районным, городским исполнительным комитетам и администрациям районов г. Минска, исходя из объемов сбора (заготовки) и поставки макулатуры, установленных Советом Министров.
Районные, городские исполнительные комитеты, администрации районов г. Минска обеспечивают доведение заданий по сбору (заготовке) и поставке макулатуры заготовительным организациям, производителям отходов бумаги и картона, организациям, осуществляющим деятельность по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, расположенным на соответствующей подведомственной территории (п. 5 Инструкции № 12).
Производители отходов бумаги и картона, организации, осуществляющие деятельность по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, собранную макулатуру сдают в заготовительные организации, которые, в свою очередь, поставляют ее перерабатывающим организациям республики.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.05.2021 № 263 «О лицензировании экспорта регенерируемых бумаги или картона (макулатуры и отходов)» установлено, что с 18.05 по 18.11.2021 экспорт из Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза регенерируемых бумаги или картона (макулатуры и отходов), классифицируемых кодом 4707 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, происходящих с территории Республики Беларусь (далее — макулатура), при помещении под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Белорусским производственно-торговым концерном лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в порядке, аналогичном установленному Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).
Учет макулатуры у производителей отходов бумаги и картона
Производителями отходов бумаги и картона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы бумаги и картона.
В силу ст. 17 Закона № 271-З организации и ИП, осуществляющие обращение с отходами, обязаны обеспечить сбор, сортировку, хранение, учет всех отходов по их видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с ТНПА.
Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или ИП, осуществляющими обращение с отходами.
Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или ИП, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы (п. 1 ст. 24 Закона № 271-З).
С учетом того что макулатура относится к вторичным материальным ресурсам, ее сбор и хранение должны осуществляться отдельно от иных отходов. Так, хранение с отходами стекла, пластмасс, ломом черных и цветных металлов недопустимо. До вывоза на переработку макулатура должна храниться в специально отведенных местах.
Требования к сдаваемой макулатуре установлены ГОСТ 10700-97 «Межгосударственный стандарт. Макулатура бумажная и картонная» (введен в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 24.04.2000 № 11) (далее — ГОСТ).
В соответствии с п. 4.1.3 ГОСТ массовая доля загрязнений макулатуры не должна быть более:
· 0,5 % — для макулатуры группы А;
· 1,0 % — группы Б;
· 1,5 % — группы В.
Макулатура не должна содержать загрязнений, приведенных в приложении А к ГОСТ.
В соответствии с приложением А:
А. 1 Загрязнения на бумажной (картонной) основе:
· пергамент и пергаментная бумага;
· чертежная калька;
· металлизированная бумага (картон) и изделия из нее;
· бумага (картон), покрытая лаками, красками и синтетическими материалами;
· бумага (картон), пропитанная синтетическими смолами;
· бумага (картон), пропитанная жирами;
· фотобумага;
· многослойная бумага с тканью (например, марлей);
· бумага со вставками из вискозной фольги или пергаментной бумаги;
· обложки из макулатурного картона с полотном, фольгой и синтетическими материалами;
· окрашенные водостойкие виды бумаги (картона);
А. 2 Химические и другие виды загрязнений:
· краски типографские флуоресцентные, магнитные, металлические, жирные печатные надписи;
· толстые металлические соединения (например, замки для папок), проволока, металлическая лента, скрепки;
· строительные материалы; цемент, гипс, гравий, формовочные массы, камни, кирпичи и др.;
· минералы (мел и др.);
· химикаты (удобрения, краски, детергенты и др.);
· остатки пищевых продуктов и кормов;
· песок, пыль, грязь, земля;
· остатки табака.
Учет отходов макулатуры ведется организациями и ИП, осуществляющими обращение с отходами, в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Обязанность по учету отходов, поступающих на использование, хранение, захоронение и обезвреживание, возложена на организации и ИП, осуществляющих эксплуатацию объектов использования, хранения, захоронения и обезвреживания отходов.
В соответствии с п. 5.14 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» ИП и микроорганизации при осуществлении экономической деятельности, включенной в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, вправе не вести учет отходов и не проводить их инвентаризацию.
Под учетом отходов понимается система непрерывного документального отражения информации о количественных и качественных показателях отходов, а также об обращении с ними.
Учет отходов (макулатуры) ведется с целью:
· определения объемов отходов (в том числе макулатуры как вторсырья для последующего его использования);
· своевременного и достоверного документального отображения действий по обращению с отходами;
· формирования данных для государственной статистической отчетности;
· предупреждения вреда, наносимого отходами окружающей среде, жизни и здоровью человека и (или) имуществу лиц.
Одной из обязанностей производителей отходов по обращению с отходами является составление инструкции по обращению с отходами.
Порядок разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства установлен Инструкцией о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее — Инструкция по обращению с отходами).
В Инструкции по обращению с отходами устанавливаются:
· места временного хранения отходов (в том числе макулатуры);
· допустимое количество накопления макулатуры, необходимое для перевозки на объекты по переработке (использованию) отходов (одна транспортная единица), а также обоснование этого количества;
· периодичность вывоза отходов (в том числе макулатуры) и обоснование такой периодичности.
Раздел «Учет отходов производства» Инструкции по обращению с отходами должен содержать порядок:
· ведения учета отходов производства в местах образования (поступления) отходов производства;
· ведения общего учета образования (поступления) отходов производства в целом от всех источников образования отходов производства у юридического лица и ИП и поступления отходов от других юридических лиц и ИП;
· сбора данных для представления государственной статистической отчетности в области обращения с отходами производства;
· проведения инвентаризации отходов производства.
Форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» не представляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями, имеющими отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год (п. 2 постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.10.2018 № 103 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению»).
В ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», утвержденном постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т (далее — ТКП 17.02-12-2014), приведены рекомендуемые формы, которые являются примерными и могут быть откорректированы с учетом особенностей сферы деятельности юридического лица и ИП.
Для ведения учета отходов производителями отходов применяется форма ПОД-9 «Книга учета отходов», установленная согласно приложению К к ТКП 17.02-12-2014 (далее — книга ПОД-9).
Образовавшаяся макулатура отражается в книге ПОД-9 в количественном выражении как отходы бумаги и картона по ее видам, например: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы печатной продукции, отходы, образующиеся при производстве бумажной и (или) картонной продукции или упаковки; отходы упаковочной бумаги, картона, гофрокартона (незагрязненные); прочие незагрязненные отходы бумаги, картона, гофрокартона. Организация учета отходов в книге ПОД-9 осуществляется исходя из фактического объема отходов, определяемого путем взвешивания, замера, расчетными методами по мере заполнения тары для сбора отходов производства либо иными способами, установленными в разделе «Учет отходов производства» Инструкции по обращению с отходами.
Наименование, код, степень опасности или класс опасности опасных отходов приводятся в книге ПОД-9 согласно Классификатору № 3-Т. Если в Классификаторе № 3-Т отсутствуют сведения о степени и классе опасности отходов, данные характеристики указываются в соответствии с заключением о степени опасности отходов производства и классе опасности опасных отходов производства.
Для ведения учета образования отходов в организации, поступления отходов от других организаций, физических лиц и (или) передачи отходов другим организациям используется книга общего учета отходов по форме ПОД-10, записи в которую вносятся на основании книги ПОД-9. При отсутствии книги ПОД-9 записи в книгу ПОД-10 вносятся на основании данных бухгалтерского учета, договоров на передачу отходов сторонним организациям, актов выполненных работ, сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и иных документов, свидетельствующих об образовании, использовании, обезвреживании, хранении, захоронении отходов, и производятся в порядке, установленном Инструкцией по обращению с отходами. Допустимым является внесение записей в книгу ПОД-10 не реже одного раза в месяц.
<...>