Материальная помощь на овощи в 2021 году: налогообложение и бухгалтерский учет |
На дворе — золотая осень, которая всегда радует богатым урожаем. Многие семьи традиционно заготавливают овощи и фрукты на зиму. В некоторых случаях наниматель оказывает материальную помощь своим работникам в решении этого вопроса.
Рассмотрим более подробно некоторые из аспектов, связанных с предоставлением и отражением в бухгалтерском и налоговом учете отечественными коммерческими организациями (далее — организация) материальной помощи работникам на сезонное приобретение овощей и фруктов (далее — матпомощь на овощи).
Правовое регулирование
При осуществлении хозяйственных операций по оказанию матпомощи на овощи должны быть соблюдены требования нормативных правовых актов (в том числе локальных правовых актов (далее — ЛПА) в этой области), к числу которых следует отнести:
· Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК);
· Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК);
· Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее — КоБС);
· Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон № 130-З);
· Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З);
· Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — Закон № 138-XIII);
· Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее — Перечень № 115);
· Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее — Положение № 40);
· Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее — Положение № 530);
· Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (далее — Положение № 1297);
· Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция № 4);
· Инструкцию по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2012 № 41 (далее — Инструкция № 41);
· Инструкцию о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50);
· Инструкцию по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102);
· Государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.10.2016 № 83 (далее — СТБ 6.38-2016);
· Перечень типовых документов национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140 (далее — Перечень № 140).
Общие положения
В соответствии со ст. 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе выплат стимулирующего и компенсирующего характера, наниматель устанавливает на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.
Законодатель не обязывает нанимателя предоставлять матпомощь на овощи за счет средств организации. Это значит, что ее предоставление является инициативой нанимателя и решается в рамках ЛПА.
Согласно ст. 5 Закона № 130-З локальный акт — официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций.
ЛПА — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя (абз. 6 ч. 1 ст. 1 ТК).
ЛПА могут быть предусмотрены положения социального характера в отношении работников, в том числе по оказанию матпомощи на овощи.
В ЛПА наряду с другими особенностями могут быть предусмотрены:
1. получатели матпомощи;
2. размер матпомощи;
3. форма матпомощи;
4. алгоритм действий в части решения вопроса предоставления матпомощи.
Получатели матпомощи на овощи
На получение матпомощи на овощи может претендовать работник организации, на которого распространяются нормы ЛПА в части условий предоставления такой социальной поддержки.
Согласно ст. 1 ТК работник — физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.
В ЛПА могут быть определены следующие получатели матпомощи на овощи:
· работник по основному месту работы;
· бывшие работники организации, отработавшие в ней определенный срок (например, 10 лет, 15 лет и т.п.);
· все работники (у которых это основное место работы и внешние совместители);
· работник, у которого многодетная семья.
Согласно ст. 62 КоБС многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей в возрасте до 18 лет. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. Образец удостоверения и порядок его выдачи утверждаются Правительством Республики Беларусь;
· работник, у которого неполная семья.
Согласно ст. 63 КоБС неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. К неполным относятся семьи:
· женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;
· вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;
· родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;
· родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;
· одиноких граждан, усыновивших детей.
Размер матпомощи на овощи
В тех случаях, когда в ЛПА нанимателя предусмотрена выплата матпомощи на овощи, то указан и ее размер, который может быть установлен (в абсолютных суммах, базовых величинах, в процентах от оклада или иных вариантах выплаты):
· основному работнику;
· совместителю;
· бывшему работнику;
· работнику, у которого многодетная семья;
· работнику, у которого неполная семья и т.п.
Форма матпомощи на овощи
Матпомощь на овощи может оказываться в:
· денежной форме;
· натуральной форме — предоставляется организацией путем передачи овощей и фруктов (далее — материальных активов).
Овощи и фрукты могут быть как собственного производства (основного или обслуживающего производства), так и покупные.
Алгоритм действий
Алгоритм действий зависит от того, кто является инициатором в отношении выплаты матпомощи на овощи:
1. инициируется работником путем подачи им письменного заявления нанимателю, например в отдел кадров или иное структурное подразделение, или уполномоченному должностному лицу на оказание матпомощи на овощи. В этом документе, как правило, указывается основание получения матпомощи на овощи. К заявлению прилагаются документы (копии документов), подтверждающие наличие обстоятельств, в связи с которыми в организации выплачивается матпомощь на овощи. После проверки заявления и приложенных к нему документов на соответствие законодательству и ЛПА оно представляется руководителю организации для принятия решения. Решение об оказании матпомощи на овощи оформляется в форме приказа (распоряжения) либо путем наложения резолюции на заявлении, на основании которого производится выплата матпомощи на овощи.
Приказ — правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией (п. 93 Инструкции № 4).
Распоряжение — правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации (коллегиального органа управления) для решения оперативных вопросов основной деятельности (п. 94 Инструкции № 4).
Приказ (распоряжение) об оказании матпомощи на овощи относится к категории приказов по личному составу. Учитывая, что унифицированной формы соответствующего приказа не предусмотрено, то при его подготовке следует соблюдать общие требования делопроизводства, в том числе Инструкции № 4, Перечня № 140 и СТБ 6.38-2016.
Примерная форма приказа приведена ниже.
ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗ
27.09.2021 № 183-Л
г. Минск
Об оказании материальной помощи на приобретение сезонных овощей Лебедевой А. Г.
В связи с сезонной заготовкой овощей и в соответствии с п. 3.3.3 коллективного договора ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗЫВАЮ:
Лебедевой Анне Григорьевне, юрисконсульту, оказать материальную помощь на приобретение сезонных овощей в размере 250,00 (двухсот пятидесяти) рублей.
Основание: 1. Заявление Лебедевой А. Г. от 10.09.2021 № 156.
Директор Примерный А. А. Примерный
Начальник отдела кадров
Макаед А. С. Макаед
27.09.2021
Главный бухгалтер
Сидорова В. Н. Сидорова
27.09.2021
С приказом ознакомлена Лебедева А. Г. Лебедева
27.09.2021
2. решение оформляется нанимателем путем издания приказа или распоряжения соответствующего должностного лица (как правило, руководителя организации) со ссылкой на основание — соответствующий ЛПА.
Примерная форма приказа приведена ниже.
ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗ
10.09.2021 № 183-Л
г. Минск
Об оказании материальной помощи на сезонную заготовку овощей
В связи с сезонной заготовкой овощей и в соответствии с коллективным договором ЗАО «Труженик»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Оказать денежную материальную помощь на сезонную заготовку овощей работникам, предусмотренную коллективным договором ЗАО «Труженик».
2. Начальнику отдела кадров А. С. Макаеду обеспечить информирование работников о необходимости представления ими документов, подтверждающих правомочность получения материальной помощи на приобретение овощей, и представить в бухгалтерию указанные документы не позднее 12.09.2021.
3. Главному бухгалтеру В. Н. Сидоровой до 13.09.2021 представить на утверждение документы на выплату материальной помощи на сезонную заготовку овощей; не позднее 20.09.2021 перечислить материальную помощь работникам на банковские зарплатные карточки.
Директор Примерный А. А. Примерный
С приказом ознакомлены: Макаед А. С. Макаед
10.09.2021
Сидорова В. Н. Сидорова
10.09.2021
На основании представленной руководителю организации информации им издается приказ (распоряжение) о выплате матпомощи. Работники в приказе перечисляются поименно с указанием размера матпомощи на овощи. Как вариант: список работников с указанием размера матпомощи на овощи можно оформить как приложение к приказу.
Примерная форма такого приложения приведена ниже.
Приложение
к приказу
10.09.2021 № 195-Л
СПИСОК работников ЗАО «Труженик» для получения материальной помощи на овощи
№ п/п |
Фамилия, инициалы |
Должность (профессия) |
Структурное подразделение |
Сумма, руб. |
1 |
Артемова П. В. |
Секретарь |
Администрация |
250,00 |
2 |
Борисевич И. М. |
Юрист |
Администрация |
250,00 |
… |
… |
… |
… |
… |
19 |
Волкова К. Н. |
Бухгалтер |
Бухгалтерия |
250,00 |
Начальник отдела кадров Макаед А. С. Макаед
Работников необходимо ознакомить с приказом под роспись. При большом штате работников руководитель организации вправе возложить обязанности по ознакомлению с приказом на руководителей структурных подразделений.
Налогообложение
Налог на добавленную стоимость. Объектами обложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1.1.3 ст. 115 НК).
Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты (ч. 3 п. 1 ст. 31 НК).
Ситуации безвозмездной передачи, перечисленные в п. 2.5 ст. 115 НК, составляют исключение. Наряду с этим п. 2.7 ст. 31 НК установлены случаи, когда безвозмездная передача не признается реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Суммы матпомощи, оказанной организацией в денежной форме, а также в виде стоимости приобретенных (оплаченных) работ (услуг) для бывших работников организации, не признаются объектами обложения НДС (п. 2.15, п. 7.1 ст. 115 НК).
Таким образом, матпомощь в виде безвозмездной передачи материальных активов является объектом обложения НДС. При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, произведенных (выполненных, оказанных) плательщиком, налоговая база определяется исходя из себестоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав. При безвозмездной передаче приобретенных товаров налоговая база определяется исходя из цены их приобретения. Моментом фактической реализации при безвозмездной передаче признается день передачи материальных активов. При исчислении налога применяют ставку налога, по которой облагается реализация таких товаров, — 10 %, 20 % (ч. 1 п. 14 ст. 120, абз. 2 п. 21 ст. 121, п. 2, 3 ст. 122 НК).
«Входной» НДС по приобретенным материальным активам принимается к вычету в общеустановленном порядке на основании электронных счетов-фактур (далее — ЭСЧФ), полученных от продавцов таких активов, при условии подписания этих ЭСЧФ электронной цифровой подписью. «Входной» НДС может быть отнесен на увеличение стоимости этих активов. В таком случае при безвозмездной передаче материальных активов налоговая база увеличится на сумму этого «входного» НДС (п. 1.1, абз. 2 ч. 1 п. 3, ч. 1 п. 4, п. 5.1, абз. 2 ч. 1 п. 6, п. 11 ст. 132 НК).
По оборотам по безвозмездной передаче физическим лицам организация обязана создать один итоговый ЭСЧФ, который направляется на Портал ЭСЧФ не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 8 ст. 131 НК).
Налог на прибыль. Согласно п. 1 ст. 169 НК затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:
· затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
· нормируемые затраты.
Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).
В соответствии с п. 1.7 ст. 171 НК к нормируемым затратам относятся и прочие затраты, определенные п. 2 ст. 171 НК.
В состав прочих затрат включаются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде (п. 2.1 ст. 171 НК):
· единовременных пособий лицам, уходящим на пенсию;
· единовременной выплаты (пособие, материальная помощь) на оздоровление, за исключением указанной в п. 2.7 ст. 170 НК.
При налогообложении не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, в том числе матпомощь, выплата которой не предусмотрена законодательством или сверх размеров, установленных законодательством (п. 1.3 ст. 173 НК).
Таким образом, матпомощь на овощи не учитывается при налогообложении прибыли, поскольку ее выплата не предусмотрена законодательством.
В состав внереализационных расходов включаются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством, за исключением указанных в п. 2.5 ст. 170 НК или включаемых в первоначальную стоимость амортизируемых активов (п. 3.34 ст. 175 НК).
Подоходный налог. Объектами обложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками (п. 1 ст. 196 НК) от:
· источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь, — для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 НК (далее — налоговые резиденты Республики Беларусь);
· источников в Республике Беларусь, — для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.
При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной формах (п. 1 ст. 199 НК).
В зависимости от места работы получателя матпомощи на овощи определяется размер предоставленной льготы по подоходному налогу на основании абз. 2, 3 ч. 1 п. 23 ст. 208 НК, и применяется льгота по:
· работнику по месту основной работы в пределах 2 272 руб. в совокупности с другими доходами социального характера за год;
· внешнему совместителю в пределах 150 руб. в совокупности с другими доходами социального характера за год.
При определении размера налоговой базы на основании п. 3 ст. 199 НК плательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 126,00 руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 761,00 руб. в месяц (п. 1.1 ст. 209 НК). Стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику налоговым агентом, являющимся для него местом основной работы (службы, учебы). При отсутствии места основной работы (службы, учебы) установленные в ст. 209 НК налоговые вычеты предоставляются плательщику по его письменному заявлению при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии таковой — по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия (п. 2 ст. 209 НК).
Таким образом, если размер предоставляемой льготы превышен, то исчисляется подоходный налог по общеустановленным правилам:
· если организация для работника — место основной работы, — с предоставлением налоговых вычетов (при наличии права на них);
· если работник — внешний совместитель, — без предоставления налоговых вычетов (исключение составляет стандартный налоговый вычет: он может быть предоставлен при условии, что место основной работы отсутствует).
Исчисленный подоходный налог удерживается при выплате матпомощи на овощи (ч. 1 п. 4 ст. 216 НК).
Белорусские организации, от которых плательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами, имеют права и исполняют обязанности, установленные ст. 23 и гл. 18 НК (п. 1 ст. 216 НК).
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 224 НК. Удержание у плательщика исчисленной суммы подоходного налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, фактически выплачиваемых плательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 4 ст. 216 НК).
Срок перечисления подоходного налога в бюджет зависит от способа выплаты матпомощи на овощи (п. 6 ст. 216 НК), при:
· перечислении на банковскую карточку работника — не позднее дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банках на счета плательщика;
· выплате из кассы — не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты дохода плательщику из кассы налогового агента.
Страховые взносы. Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат жизнь и здоровье граждан, в том числе:
· работающих на основании трудовых договоров (контрактов);
· работающих на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, в местах, предоставленных страхователем (п. 272 Положения № 530).
Следовательно, если бывшим работникам организации выдается (выплачивается) матпомощь, то, поскольку государственное социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не распространяются на физических лиц, у которых отсутствуют оформленные с организацией трудовые и (или) гражданскоправовые отношения, объекты для исчисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» не возникают.
Согласно ст. 2 Закона № 138-XIII объектами для начисления обязательных страховых взносов в бюджет фонда являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда, утверждаемым Советом Министров, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Пунктом 2 Положения № 1297 определено, что объектами для начисления страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115.
Средства работодателя, направленные на выплату работникам организации матпомощи на овощи, относятся к выплатам работникам, не включенным в Перечень № 115, и являются объектами исчисления взносов в ФСЗН и Белгосстрах.
Работающие граждане — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняющие функции его руководителя.
К работающим гражданам относятся в том числе лица, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (абз. 3 ст. 1 Закона № 138-XIII, ст. 150 ТК).
Взносы в Белгосстрах не начисляются на матпомощь, которая выплачивается работникам, находящимся в отпуске по беременности и родам и декретном отпуске, кроме случаев, когда такие лица в период указанных отпусков работают на условиях другого трудового договора (контракта), выполняют работу по гражданско-правовому договору (оказывают услуги, создают объекты интеллектуальной собственности) у нанимателя (ч. 3 п. 2 Положения № 1297).
Таким образом, матпомощь на овощи работникам:
· находящимся в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, признается объектом для начисления страховых взносов в ФСЗН;
· за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, признается объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах;
· находящимся в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, не признается объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах.
Страховые взносы, исчисленные из матпомощи на овощи в ФСЗН, следует уплатить в следующие сроки. При уплате:
· ежемесячно — не позднее установленного дня выплаты зарплаты за истекший месяц, в котором начислена матпомощь, но не позже 20-го числа (ч. 1, 2 п. 4 Положения № 40);
· поквартально — в день выплаты зарплаты за последний месяц отчетного квартала, в котором начислена матпомощь, но не позже 20-го числа (ч. 4 п. 4 Положения № 40).
Страховые взносы, исчисленные из матпомощи на овощи в Белгосстрах, следует уплатить не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором начислена матпомощь (п. 5 Положения № 1297).
Бухгалтерский учет
Для целей бухгалтерского учета каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 1 ст. 10 Закона № 57-З).
Следовательно, начисление матпомощи на овощи и ее выплата работникам оформляются первичными учетными документами, которые, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, определенные п. 2 ст. 10 Закона № 57-З.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
Разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов организации включают в свою учетную политику (абз. 4 п. 4 ст. 9 Закона № 57-З).
Как отмечалось выше, матпомощь на овощи носит социальный характер и не связана с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), осуществлением видов экономической деятельности организации.
Следовательно, суммы матпомощи на овощи отражаются в бухгалтерском учете по дебету сч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» независимо от основания выплаты (абз. 12 п. 13 Инструкции № 102, абз. 11 ч. 3, ч. 19 п. 70 Инструкции № 50).
Матпомощь на овощи и начисленные на нее страховые взносы отражаются в составе прочих расходов по текущей деятельности того отчетного периода, в котором расходы произведены (абз. 12, 19 п. 13, ч. 2 п. 32 Инструкции № 102).
НДС, исчисленный от стоимости безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), отражается по дебету субсч. 90-8 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности» сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту субсч. 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 53, 70 Инструкции № 50, п. 3.1 Инструкции № 41).
При оказании работнику матпомощи на овощи ее начисление учитывается по кредиту счета в зависимости от выбранного в рабочем плане счетов:
· 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (п. 55 Инструкции № 50);
· 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (п. 57 Инструкции № 50).
Суммы удержанных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний отражаются по дебету сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» либо 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и кредиту сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов.
Удержанный подоходный налог у бывших работников отражается по дебету сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту субсч. 68-4 «Расчеты по подоходному налогу».
Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета. В связи с этим к сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» целесообразно ввести дополнительный субсч. 76-8 «Расчеты с бывшими работниками» (ч. 3 п. 3, ч. 6 п. 53, ч. 1 п. 59 Инструкции № 50).
Соответственно на основании первичного учетного документа (расчетно-платежной ведомости, справки-расчета, бухгалтерской справки, иного документа) операции по начислению матпомощи на овощи и ее выплата в денежной форме отражаются в учете следующими записями:
<...>