Сезонные расходы по транспортным средствам: бухгалтерский и налоговый учет |
Рассмотрим особенности применения норм расхода топлива на автотранспортные средства в зимний период, налогообложения и учета расходов организаций по замене летних шин на зимние, а также затрат на поверку средств измерения температуры в зимний период.
Нормативное правовое регулирование
В текущем году принят ряд документов, уточняющих порядок учета затрат по расходу топлива для целей налогового учета, в том числе в зимний период. Общие подходы к учету и налогообложению сезонных расходов по транспортным средствам регулируются значительным количеством нормативных правовых актов, основными из которых являются:
· Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК);
· Закон Республики Беларусь от 05.09.1995 № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений» (далее — Закон № 3848-XII);
· Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон № 278-З);
· Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (далее — Указ № 503);
· постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива» (далее — Постановление № 470);
· Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее — Правила № 551);
· Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.09.2011 № 44 (далее — Инструкция № 44);
· Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50);
· Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102);
· Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133);
· Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141);
· ТКП 299-2011 (02190) «Автомобильные шины. Нормы и правила обслуживания», утвержденный приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2011 №149-Ц (далее — ТКП 299-2011);
· письмо Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19.11.2019 № 08-02/10583/2-2-10/02529 «О некоторых вопросах нормирования топлива»;
· письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19.07.2019 № 2-2-10/Ас-01131 «О рассмотрении обращения»;
· письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22.02.2019 № 2-2-10/00460 «О нормируемых затратах».
Зимние нормы расхода топлива
Общие положения. Общий порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования определен Инструкцией № 141.
В соответствии с п. 6 Инструкции № 141 нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций в качестве обязательных для применения.
Руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций.
Нормы расхода топлива. Нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (далее — нормы расхода топлива) устанавливаются руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (п. 1.1 Постановления № 470). При этом республиканские органы государственного управления вправе определять требование о согласовании норм расхода топлива, устанавливаемых руководителями подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, и порядок такого согласования (п. 1.2 Постановления № 470).
Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании Инструкции № 141 (п. 5 Инструкции № 141).
В п. 3 Инструкции № 141 приведены следующие виды норм расхода топлива:
· норма расхода топлива на выполнение транспортной работы — объем топлива, потребляемый сверх линейной нормы расхода топлива двигателем автомобиля на перевозку одной тонны груза на 100 км (тонно-километр);
· норма расхода топлива на ездку с грузом — объем топлива, потребляемый двигателем самосвала или самосвального автопоезда для выполнения операции разгрузки одного кузова;
· норма расхода топлива на выполнение определенного вида работ трактором, машиной, механизмом и оборудованием — объем топлива, потребляемый двигателем трактора, машины, механизма и оборудования с учетом конкретных режимов работы за один машино-час или за выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) контейнера и т.п.);
· временная норма расхода топлива — объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом-изготовителем) для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации.
Наряду с указанными, используется термин «линейная норма расхода топлива» — это объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива (абз. 4 ч. 1 п. 3 Инструкции № 141).
Налогообложение. Для целей налогообложения прибыли затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат (п. 6 Указа № 503).
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:
· затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
· нормируемые затраты (ч. 2 п. 1 ст. 169 НК).
К нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (п. 1.2 ст. 171 НК).
Следовательно, если затраты по израсходованному топливу связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, то они учитываются для целей налогообложения налогом на прибыль в пределах установленных норм, а если такая связь не прослеживается, то не учитываются (п. 1 ст. 169, п. 1.2 ст. 171, п. 1.22 ст. 173 НК).
Согласно п. 10.1 Инструкции № 141 повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации — не более 10%.
При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем (п. 8 Инструкции № 141). Сложность в применении зимних норм расхода топлива связана с тем, что их применение напрямую не связано с приходом зимы по календарю. В основе применения зимних норм лежит отрицательная температура окружающего воздуха, то есть они применяются при температуре ниже 0 °C. Так, в соответствии с п. 8 Инструкции № 141 отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием. Результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме согласно приложению к Инструкции № 141.
Пример 1
Автомобиль выпущен на линию в 7.00. Температура воздуха, измеренная ответственным лицом и зафиксированная в журнале, составила –0,5 °C. В течение дня температура повысилась и в конце дня составила +5 °C. Повышение норм расхода топлива применяется при расчете расхода топлива по норме за весь рабочий день.
В случае если температура воздуха на момент выезда на линию составила 0 °C, а в течение дня температура понизилась и к моменту возвращения автомобиля с линии в конце рабочего дня составила –1 °C, то повышение норм расхода топлива за весь рабочий день применить нельзя.
Руководитель организации или иное уполномоченное им лицо приказом должны назначить работника, ответственного за ведение указанного журнала (или работников, если работа транспортных средств осуществляется в несколько смен). Указанный работник (работники) должен (должны) быть ознакомлен (ознакомлены) с приказом под роспись.
Некоторые организации заключают договоры об информировании о температуре воздуха с метеорологическими службами. На основании данных таких служб и применяются поправочные коэффициенты к линейным нормам.
Руководителем или иным уполномоченным лицом издается приказ, которым регулируется вариант применения зимних норм расхода топлива. Например, может быть предусмотрено, что в случае нахождения транспортного средства, при эксплуатации которого применяются повышенные нормы расхода топлива в зимних условиях в многодневных командировках, работе вахтовым методом, разъездном, подвижном характере работы:
· обязанность определения температуры окружающего воздуха в месте нахождения транспортного средства возлагается на водителя эксплуатируемого им транспортного средства;
· температура окружающего воздуха в месте нахождения транспортного средства определяется по данным Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды (далее — Гидрометцентр) или его филиалов.
При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п. 15 Инструкции № 141).
Например, повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или индивидуальным
предпринимателем на основании данных Гидрометцентра или его филиалов (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь — по данным Гидрометцентра (его филиалов) или метеорологической службы соответствующей страны), — не более 35%.
В связи с этим организации самостоятельно определяют способ учета дней применения указанного повышения. При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п. 15 Инструкции № 141).
Пример 2
Организация применяет два повышения нормы расхода топлива в зимних условиях:
· при эксплуатации автомобиля в зимних условиях эксплуатации — на 10%;
· при эксплуатации автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице — на 25%.
Расчет нормы расхода топлива с учетом указанных повышений по автомобилю, линейная норма расхода топлива по которому составляет 10 л, производится следующим образом:
10 л + 10 л × 0,1 + 10 л × 0,25 = 13,5 л.
Средства измерения температуры
В организациях, как правило, температура воздуха определяется при помощи таких средств измерения, как термометры.
Согласно Закону № 3848-XII они должны быть исправными и отвечать иным требованиям, связанным с их эксплуатацией как средства измерения температуры. Это значит, что показатели термометра должны быть точными.
В настоящее время используются различные виды термометров. От того, являются ли они соответствующими требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения единства измерений, зависит признание полученной с их помощью информации для целей бухгалтерского и налогового учета.
В соответствии с требованиями ст. 13 Закона № 3848-XII средства измерений должны быть отградуированы в единицах измерений, допущенных к применению в Республике Беларусь, и обеспечивать прослеживаемость результатов измерений до единиц измерений, воспроизводимых эталонами единиц величин.
Средства измерения должны содержаться в исправном состоянии. Нужно своевременно в установленном законодательством Республики Беларусь порядке проводить их поверку. Поверка — составная часть метрологического контроля, включающая выполнение работ, в ходе которых подтверждаются метрологические характеристики средств измерений и определяется соответствие средств измерений требованиям законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений (ст. 1 Закона № 3848-XII).
Средства измерений, используемые вне сферы законодательной метрологии, могут подвергаться поверке или калибровке, либо в отношении них могут применяться иные способы обеспечения единства измерений, определенные юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, применяющим эти средства измерений (ч. 7 и 8 ст. 13 Закона № 3848-XII). Перечень таких приборов, периодичность проведения поверки, организация и порядок проведения определяются с учетом норм технического кодекса установившейся практики ТКП 8.003-2011 (03220) «Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Поверка средств измерений. Правила проведения работ».
Согласно п. 25 Инструкции о порядке осуществления метрологического контроля, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 15.03.2007 № 16, работы по поверке средств измерений проводятся на стадиях выпуска средств измерений утвержденного типа из производства, ремонта, применения, а также ввоза средств измерений в Республику Беларусь.
Виды поверок. Эксплуатационные поверки подразделяются на периодические, внеочередные, инспекционные и экспертные.
Периодическая поверка средств измерений проводится через межповерочные интервалы, установленные с учетом обеспечения пригодности к применению средств измерений на период между поверками.
Внеочередная поверка средств измерений проводится до окончания срока действия периодической поверки в случаях:
· необходимости подтверждения годности средств измерений к применению;
· ввода средств измерения в эксплуатацию (при необходимости);
· повреждения поверительного клейма, пломбы или утери документа, подтверждающего прохождение первичной или периодической поверки;
· применения средств измерений в качестве комплектующих, или передачи средств измерений на длительное хранение, или отправки потребителю средств измерений по истечении межповерочного интервала на них.
Инспекционная поверка средств измерений производится при осуществлении государственного надзора и ведомственного контроля за состоянием и применением средств измерений для выявления пригодности к применению средств измерений.
Экспертная поверка средств измерений проводится при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам, исправности средств измерений и пригодности их к применению.
Проведение поверки. Поверка термометров, предназначенных для применения либо применяемых в областях, не указанных в Перечне областей в сфере законодательной метрологии, утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.03.2007 № 17, осуществляется на основе договора юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу, или иными юридическими лицами, аккредитованными для ее осуществления (ч. 2 и 3 ст. 25 Закона № 3848-XII).
Периодичность осуществления поверки средств измерений, применяемых вне сферы законодательной метрологии, устанавливается юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами, применяющими эти средства измерений (ч. 6 ст. 25 Закона № 3848-XII). При ее установлении следует руководствоваться Государственным реестром средств измерений Республики Беларусь, информация о котором размещена на официальном сайте РУП «Белорусский государственный институт метрологии» (http://www.belgim.by/grsi_default/).
Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерений, а соответствие термометров установленным метрологическим характеристикам и требованиям законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений удостоверяется посредством нанесения на них и (или) на их эксплуатационную документацию знака поверки средств измерений (ч. 7 и ч. 8 ст. 25 Закона № 3848-XII).
Учет расходов по поверке средств измерений и налогообложение прибыли. Поскольку расходы по поверке средств измерений несет организация, то необходимо учесть аспекты, связанные с налогообложением налогом на прибыль. Как было отмечено ранее, в соответствии со ст. 169 НК затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством.
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся, в частности, затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Следовательно, если затраты, произведенные в связи с проведением поверки средств измерения температуры, связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав, то они учитываются для целей налогообложения налогом на прибыль, а если такая связь не прослеживается, то не учитываются (п. 1 ст. 169 НК).
Бухгалтерский учет.
...
Продолжение читайте в статье
<...>