Завышение стоимости строительных и иных специальных монтажных работ: бухгалтерский и налоговый учет |
Общие положения. Зачастую при строительстве объектов, в том числе за счет бюджетных средств, имеет место завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (далее — СМР).
Объекты, строительство которых осуществляется в том числе за счет бюджетных средств, являются зоной повышенного риска как для подрядчиков, так и для заказчиков.
При выявлении такого нарушения контролирующими органами в ходе проведения проверок подрядчик может быть привлечен к административной ответственности с уплатой штрафа в бюджет. Организации может предъявить претензии и другая сторона, заключившая договор строительного подряда, что, в свою очередь, приведет к финансовым потерям.
Понятие «завышение стоимости строительства для бюджетных объектов строительства» определено постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства» (далее — Постановление № 12).
Согласно п. 1 Постановления № 12 с целью соблюдения порядка ценообразования на работы и услуги, выполняемые, оказываемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних госзаймов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства, кредитов банков под гарантии Правительства и областных, Минского городского исполкомов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), в том числе соблюдения порядка формирования сметной стоимости строительства, завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги:
1. стоимость которых превышает стоимость, рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком (п. 1.1.1 Постановления № 12);
2. не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями (п. 1.1.2 Постановления № 12);
3. фактически не выполненные, и (или) не оказанные, и (или) ранее оплаченные (п. 1.1.3 Постановления № 12).
При определении завышения стоимости строительства устанавливаются:
· наличие разрешительной документации, выданной в порядке, установленном законодательством;
· наличие проектно-сметной документации (далее — ПСД), утвержденной в установленном порядке;
· наличие документов о проведении подрядных торгов, соответствие порядка их проведения требованиям, установленным законодательством;
· соответствие расчета договорной цены установленному порядку;
· наличие договоров подряда на строительство объектов, их соответствие установленным правилам;
· соответствие условий заключенного договора тендерному предложению победителя торгов, результатам переговоров;
· соблюдение договорных обязательств;
· наличие документов, подтверждающих приемку выполненных работ и их стоимость;
· соответствие выполненных работ требованиям утвержденной ПСД и ТНПА;
· соответствие расчетов стоимости выполненных работ требованиям НПА по ценообразованию в строительстве;
· соблюдение порядка расчетов за выполненные работы требованиям, установленным законодательством, в том числе уплата процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму неотработанных авансов и (или) использованных не по назначению целевых авансов;
· соответствие объемов и стоимости выполненных на объекте видов (этапов) работ оплаченным (предъявленным к оплате);
· наличие по данным бухгалтерского учета оприходования и списания материальных ценностей, использованных для выполнения работ, соблюдение нормативов расхода ресурсов;
· наличие документов, подтверждающих техническую готовность оплаченных работ, этапов (комплексов) работ и объекта строительства в целом;
· законченность работ по монтажу оборудования;
· по конструкциям, инструментальный обмер которых затруднен, — соответствие фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии монтажа этих конструкций в проектное положение. Кроме того, используются документы, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая журналы производства работ, акты о скрытых работах, исполнительную документацию (п. 1.2 Постановления № 12).
Обращаем внимание на то, что экономия подрядчика в виде положительной разницы между неизменной ценой (если договором предусмотрена неизменная (контрактная) цена) и фактической стоимостью выполненных подрядных работ не является завышением стоимости строительства, если получена в результате (ч. 6 п. 11 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее — Положение № 1553)):
· фактического выполнения видов работ с применением иной технологии производства работ, подтвержденных актами, использования в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными проектной, в том числе сметной, документацией (при условии соблюдения проектных характеристик по потребительским, прочностным и эксплуатационным качествам и требований по надежности и безопасности, установленных техническими нормативными правовыми актами);
· снижения в процессе строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, иных расходов подрядчика по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой (в случае, если иное не предусмотрено в договоре строительного подряда согласно абз. 4 ч. 1 п. 10 Положения № 1553);
· снижения стоимости работ, выполненных субподрядными организациями, по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой;
· завершения строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в срок, меньший нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ);
· принятия подрядчиком иных мер, направленных на снижение стоимости строительства объекта при условии выполнения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов.
<...>