Обзор основных новелл Налогового кодекса, связанных с платежами, взимаемыми таможней в 2021 году |
С 1 января текущего года вступили в силу положения Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее — Закон № 72-З), которым внесены многочисленные изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК). Соответственно, некоторые из этих изменений касаются платежей, взимаемых таможенными органами. Рассмотрим их более подробно.
Новеллы в части использования льгот по уплате таможенных платежей
В новой редакции изложена ч. 4 п. 4 ст. 35 НК. Теперь ею определено, что плательщик вправе отказаться от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам), если иное не установлено НК. В этом случае плательщик должен сообщить об отказе от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам) в письменной или электронной форме.
Относительно взимания таможенных платежей заметим, что сведения об использовании льгот либо об отказе от использования льгот указываются в таможенной декларации. Факт отказа от использования льгот подтверждается тем, что плательщик указывает в декларации на товары уплату таможенных платежей в полном объеме, без отражения в ней сведений об использовании льгот. Дополнительно п. 1 п. 11 ст. 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) установлено, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению в день внесения в декларацию на товары, поданную для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, изменений в части отказа от льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
Помимо этого, п. 6 ст. 35 НК дополнен частью, предусматривающей, что в случае изменения наименования организации (филиала) за ней сохраняется право на использование льгот по налогам, сборам (пошлинам).
Определены обстоятельства признания налогового обязательства неисполненным. После внесения изменений в п. 5 ст. 42 НК изменен перечень случаев, когда налоговое обязательство, в том числе по платежам, взимаемым таможенными органами, считается неисполненным. В частности, налоговое обязательство считается неисполненным:
· при неуплате (неполной уплате), то есть в нарушение ч. 1 ст. 42 НК, налога, сбора (пошлины) после установленного срока их уплаты;
· при отзыве плательщиком или возврате банком (п. 12 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66) плательщику платежной инструкции на уплату налога, сбора (пошлины) в бюджет и если к моменту таких отзыва или возврата налог, сбор (пошлина) не уплачены (не взысканы) в установленном порядке;
· если на момент предъявления плательщиком в банк платежной инструкции на уплату налога, сбора (пошлины) этот плательщик имеет иные неисполненные денежные обязательства, которые в соответствии с законодательством исполняются во внеочередном либо в первоочередном порядке (очередность платежа указывается субъектом предпринимательской деятельности, бенефициаром, взыскателем, антикризисным управляющим, физическим лицом в расчетных документах в поле «Очередь» согласно перечню условных обозначений очередности платежа, утвержденному Инструкцией о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 63).
Изменения, связанные со взысканием платежей
Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам. Пункт 2.1 ст. 56 НК дополнен частью, которой предусмотрено, что в том случае, когда решение о приостановлении операций плательщика принимается в отношении счета, открытого в иностранной валюте, в таком решении указывается сумма неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, пересчитанная в иностранную валюту по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком на день принятия такого решения. Указанная норма введена для того, чтобы исключить факты приостановления операций по счетам должников на суммы, превышающие размер неисполненного налогового обязательства.
Также п. 6 ст. 56 НК дополнен нормой, в соответствии с которой решение о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам отменяется, о чем налоговым или таможенным органом информируется банк не позднее одного рабочего дня, следующего за днем исключения плательщика из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц) в связи с его ликвидацией (прекращением деятельности).
Обеспечение исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней при наличии долгов. В практике нередки случаи возникновения серьезных сумм неисполненной обязанности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами, у плательщиков, имеющих намерение их погасить и не располагающих достаточными свободными оборотными средствами для этого. В этом случае плательщики, с целью предотвращения блокирования их финансовой деятельности контролирующим органом, вправе предоставить обеспечение исполнения налогового обязательства и (или) уплаты пеней. В свою очередь, Законом № 72-З несколько уточнен порядок предоставления такого обеспечения.
Договор залога. Статья 58 НК дополнена нормой, согласно которой договор залога имущества заключается между залогодателем и таможенным органом, осуществляющим взыскание таможенных пошлин, налогов, пеней. При этом к договору залога имущества, а также к порядку его заключения предъявляются требования, установленные таможенным законодательством для такого способа обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, как залог имущества.
Следует обратить внимание на то, что в силу п. 3 ст. 109 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» предметом залога может быть имущество, которое в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь может являться предметом залога, за исключением:
· имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь;
· имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства, либо имущества, иным образом обремененного правами третьих лиц;
· скоропортящихся вещей, животных;
· электрической, тепловой и иных видов энергии;
· предприятий как имущественных комплексов;
· имущественных прав;
· ценных бумаг;
· имущества, ограниченного в обороте.
Также в целях обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов залог товара в обороте не применяется. При этом предмет залога в течение всего периода действия договора о залоге имущества должен находиться на территории Республики Беларусь.
Лицо, которому принадлежит закладываемое имущество, при выборе залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов направляет в таможенный орган предложение о заключении договора о залоге имущества. Вместе с указанным предложением представляются подписанный проект договора о залоге имущества и документы, подтверждающие право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на предмет залога и его стоимость, которые могут быть представлены в виде оригиналов или нотариально заверенных копий.
Поручительство. В новой редакции изложена ст. 59 НК. В соответствии с ее положениями договор поручительства в том числе заключается между таможенным органом, осуществляющим взыскание таможенных пошлин, налогов, пеней, и лицом, являющимся поручителем перед таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством. Согласно п. 11 Особенностей таможенного регулирования, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490, в качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, ведение которого осуществляется Государственным таможенным комитетом, а также иные лица на условиях и в порядке, установленных Положением об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374.
В силу поручительства поручитель обязывается перед таможенным органом исполнить налоговое обязательство плательщика и (или) уплатить пени, в том числе пени, начисленные за период действия договора поручительства, если плательщик не исполнит налоговое обязательство и (или) не уплатит пени в течение срока, указанного в п. 3.1 и 3.2 ст. 54 НК. Поручительство прекращается исполнением налогового обязательства и (или) уплатой пеней, обеспеченных поручительством.
При неисполнении налогового обязательства и (или) неуплате пеней, обеспеченных поручительством, поручителю не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения срока, указанного в п. 3.1 и 3.2 ст. 54 НК, таможенным органом направляется требование об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней. При неисполнении поручителем своих обязательств по договору поручительства таможенный орган вправе наложить арест на его имущество в порядке, установленном ст. 57 НК, и взыскать с него неуплаченные (не полностью уплаченные) налог, сбор (пошлину), пени в порядке, установленном ст. 62, 63 и 65 НК, по истечении 5 рабочих дней после направления поручителю уведомления или требования об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней.
Банковская гарантия. Должник вправе обеспечить исполнение обязанности в виде сумм задолженности в том числе путем предоставления банковской гарантии. В целях конкретизации положений ст. 60 НК в нее внесены изменения, согласно которым в силу банковской гарантии банк обязуется в том числе перед таможенным органом, которым осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, пеней, исполнить налоговое обязательство плательщика и (или) уплатить пени, в том числе пени, начисленные за период действия банковской гарантии, если плательщик не исполнит налоговое обязательство и (или) не уплатит пени в течение срока, указанного в п. 3.1 ст. 54 НК.
При неисполнении налогового обязательства и (или) неуплате пеней, обеспеченных банковской гарантией, банку-гаранту не позднее даты истечения срока банковской гарантии таможенным органом направляется требование об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней.
Принудительное взыскание долгов. Поскольку взыскание платежей, взимаемых таможенными органами, осуществляется посредством АИС ИДО, то:
· в п. 3.1 ст. 61 НК установлено, что при взыскании налога, сбора (пошлины), пеней в соответствии со ст. 62 и 64 НК днем уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней признается день исполнения посредством АИС ИДО платежного требования таможенного органа. Заметим, что положения НК разделяют даты уплаты платежей, взимаемых в том числе таможенными органами, в зависимости от порядка их внесения в бюджет — в добровольном или принудительном порядке;
· пунктом 4 ст. 62 НК предусмотрено, что платежное требование таможенного органа, оформленное на основании решения о взыскании налога, сбора (пошлины), пеней, направляется этим органом в АИС ИДО;
· в ч. 3 п. 5 ст. 62 НК установлено, что заявление таможенного органа об отзыве платежного требования направляется в АИС ИДО и подлежит обязательному исполнению;
· в п. 6 ст. 62 НК предоставлено право таможенному органу в случаях, установленных законодательством, направить в АИС ИДО заявление об изменении платежного требования, которое подлежит обязательному исполнению. Например, это происходит в случае частичного прекращения неисполненной обязанности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами, неденежными способами (в случае конфискации товаров, в отношении которых образовалась задолженность, или обращения на них взыскания), уплаты платежей должником в добровольном порядке или за должника третьими лицами и т.д.
Помимо этого, ст. 61 НК дополнена п. 5, согласно которому таможенными органами, кроме взыскания налога, сбора (пошлины), пеней, производимого в соответствии с п. 1 ст. 61 НК, осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату, сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора. Заметим, что подобные нормы приняты в развитие положений гл. 11 ТК ЕАЭС.
Дополнительно указанной статьей предусмотрено, что решение о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств плательщика:
· принимается начальником (заместителем начальника) таможенного органа;
· должно содержать сведения о суммах денежных средств, реквизитах платежных документов, согласно которым данные суммы были уплачены или взысканы, основаниях его принятия;
· направляется плательщику не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Кроме того, в ст. 64 НК в новой редакции определен механизм взыскания задолженности с дебитора должника.
Новеллы в части зачета платежей
Изменена редакция ч. 2 п. 8 ст. 66 НК. В 2021 году зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней в счет неисполненного налогового обязательства или неуплаты пеней производится таможенным органом в течение 5 рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления о таком зачете. При этом возможность подачи плательщиком такого заявления предусмотрена п. 5 ст. 66 НК, которой установлено, что зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней может производиться по заявлению плательщика по установленной форме в счет исполнения налоговых обязательств по другим налогам, сборам (пошлинам), уплаты пеней по ним.
<...>