Как не допустить нарушений законодательства при реализации импортных строительных материалов |
Дмитрий СТАТКЕВИЧ,
кандидат экономических наук
Строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее — бюджетные средства), а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), включены в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) (приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Перечень № 72, Указ № 72 соответственно)). Полномочия по регулированию цен на используемые таким образом строительные материалы, изделия, конструкции предоставлены Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Порядок установления и применения цен на товары, указанные в Перечне № 72, определен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее — Инструкция № 111), действие которой распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров (в том числе импортированных) на территории Республики Беларусь (п. 2 Инструкции № 111).
Отпускные цены на строительные материалы, изделия, конструкции, ввезенные на территорию Республики Беларусь, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, определяются исходя из контрактной цены, расходов по импорту (таможенных сборов и пошлин, процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленных до момента оплаты покупателем за поставляемые товары согласно договору, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение), расходов на страхование груза, транспортных расходов, связанных с приобретением товара, и предельной максимальной надбавки в размере 10% от контрактной цены (п. 2 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее — Постановление № 13)).
Обращаем внимание, что нормы Постановления № 13 распространяются на строительные материалы, изделия и конструкции, цены на которые регулируются в соответствии с Указом № 72 (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-02/3916).
Расчет отпускной цены на импортные стройматериалы
Пример
Организация-импортер 7 октября 2019 г. ввезла из Польши 50 т шпатлевки цементной «Sopro AMT468» (код ТН ВЭД ЕАЭС — 3214 10 900 0) (фасованной, упакованной в потребительскую упаковку развесом 50 кг). Контрактная цена на шпатлевку — 271,00 евро за 1 т, таможенная стоимость — 32460,00 руб. (условная величина, заявлена в декларации таможенной стоимости).
Шпатлевка ввезена на условиях EXW (франко-завод), то есть самовывоз с привлечением сторонней транспортной организации, и помещена под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (свидетельство от 08.10.2019 № 128).
При ввозе шпатлевки на таможенную территорию Республики Беларусь организация уплатила:
· ввозную таможенную пошлину в размере 5%;
· сбор за совершение таможенных операций в размере 120,00 руб.;
· налог на добавленную стоимость (далее — НДС) по ставке 20%.
Согласно договору на транспортное обслуживание, заключенному организацией-импортером со сторонней транспортной организацией, стоимость услуг по доставке шпатлевки со склада польской организации-производителя на склад, определенный импортером на территории Республики Беларусь, равна 3840,00 руб., в том числе НДС — 640,00 руб.
Расходы по страхованию груза составили 160,00 руб. без НДС (условно).
Иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте шпатлевки, — 547,00 руб. без НДС (условно).
Шпатлевка ввезена организацией-импортером для дальнейшей реализации строительным и другим организациям-покупателям, то есть для оптовой торговли.
В соответствии с договором купли-продажи (поставки) от 08.10.2019 № 31 организация-импортер реализовала ввезенную шпатлевку строительной организации для использования при строительстве объектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета. Официальный курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату формирования отпускной цены (8 октября 2019 г.), — 2,2713 руб. за 1 евро.
При формировании отпускной цены на шпатлевку иностранного производства организацией-импортером были допущены нарушения, повлекшие наложение штрафа за превышение установленной законодательством предельной оптовой надбавки.
В приведенном ниже расчете показано, как организацией- импортером определялась отпускная цена на шпатлевку (с соблюдением законодательства (гр. 4 расчета) и с нарушением установленных правил (гр. 5 расчета)).
<...>