Особенности реализации алкогольной продукции со скидкой |
Нормы действующего законодательства, регулирующего порядок ценообразования в Республике Беларусь, не запрещают розничным организациям предоставлять покупателям скидки с розничных цен на товары (продукцию), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен.
Скидка — снижение цены товаров, продукции общественного питания, предоставляемое продавцом покупателю (п. 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).
При этом изменение фиксированных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), а также реализация товаров (работ, услуг) ниже предельных минимальных отпускных цен (тарифов), установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), не допускается (ч. 4 п. 10 и ч. 2 п. 13 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее — Инструкция № 111)). Такая же норма определена и Положением о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2015 № 94, ч. 2 п. 1 которого установлено, что реализация товаров, на которые установлены предельные минимальные цены, осуществляется по ценам не ниже установленного уровня таких цен.
Несоблюдение норм законодательства при реализации товаров на условиях предоставления скидок с розничных цен является нарушением дисциплины цен и признается административным правонарушением.
В случае если цены на товары не регулируются государством, следует руководствоваться положениями действующего законодательства, регулирующего порядок ценообразования в Республике Беларусь. Одним из таких нормативных правовых актов является Закон Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» (далее — Закон № 255-З). В соответствии со ст. 12 Закона № 255-З юридическое лицо, индивидуальный предприниматель имеют право самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену на товар, если в отношении них в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценообразовании не применяется регулирование цен. Следовательно, в этом случае размер скидок со сформированных розничных цен устанавливается указанными субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно, исходя из финансовых возможностей и с учетом конъюнктуры рынка, то есть без ограничений.
Рассмотрим особенности реализации товаров на условиях предоставления скидки с установленных розничных цен из объектов розничной торговли, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и установлены ограничения в сфере ценообразования, на условных примерах.
Нормами национального законодательства алкогольные напитки (крепостью свыше 28%) включены в Перечень товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в порядке, установленном им в соответствии с законодательными актами (п. 2.1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72). Регулирование цен на алкогольные напитки (крепостью свыше 28%) осуществляется Министерством антимонопольного регулирования и торговли путем установления предельных минимальных цен. Предельная цена — это регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами (абз. 9 ст. 3 Закона № 255-3).
На сегодняшний день в Республике Беларусь действуют предельные минимальные цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28%, производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь, в размере, установленном согласно приложению 1 к постановлению Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 02.10.2017 № 52 «Об установлении предельных минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов» (далее — Постановление № 52), за исключением реализации в 2015–2018 годах алкогольных напитков крепостью свыше 28% в магазины беспошлинной торговли, а также реализации алкогольных напитков крепостью свыше 28% в магазинах беспошлинной торговли.
Предельные минимальные отпускные и розничные цены на алкогольные напитки крепостью свыше 28%, производимые и (или) реализуемые на территории Республики Беларусь, предусмотренные Постановлением № 52, установлены в рублях за 0,5 литра крепостью 40%. В связи с этим предельные минимальные цены на алкогольные напитки иной крепости, чем 40%, и разлитые в потребительскую тару иной емкости, чем 0,5 л, пересчитываются организациями-производителями, импортерами и торговыми организациями пропорционально крепости напитков 40% и емкости потребительской тары 0,5 л.
Организация и проведение рекламных мероприятий (в том числе рекламных акций) в целях стимулирования реализации алкогольных напитков запрещаются.
Порядок и особенности установления и применения цен на товары, в том числе алкогольные напитки крепостью свыше 28%, в отношении которых применяется государственное ценовое регулирование, установлены Инструкцией № 111. Решение о предоставлении покупателям скидок с розничных цен на эти товары (напитки) розничные организации вправе принимать самостоятельно в соответствии с разработанным ими порядком, если иное не установлено законодательством (п. 13 Инструкции № 111). При этом окончательная цена реализации с учетом скидки должна быть не ниже предельных минимальных розничных цен, установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен.
Пример
Розничная организация «А» приобретает у организаций-производителей и импортеров алкогольные напитки крепостью свыше 28% с целью их продажи населению из торговых объектов (магазинов).
В соответствии с утвержденным Положением о порядке предоставления скидок с розничных цен от 01.11.2018 № 21 (далее — Положение № 21) при реализации 19–26 ноября 2018 г. алкогольных напитков покупателям — владельцам дисконтных карт организацией «А» предоставляется скидка с установленных розничных цен на указанные напитки в размере 10%.
Последовательность определения стоимости алкогольных напитков крепостью свыше 28%, реализуемых 19–26 ноября 2018 г. покупателю, являющемуся владельцем дисконтной карты организации «А», на условиях предоставления скидки с розничных цен в размере 10% будет такой:
Показатель |
<...>