Правовое регулирование ценообразования для организаций здравоохранения в 2020 году |
Общие положения
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферы свободного и регулируемого применения цен субъектами хозяйствования, их права, обязанности и ответственность определены Законом Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-3 «О ценообразовании» (далее — Закон № 255-3).
В соответствии со ст. 7 Закона № 255-З регулируемые цены (тарифы) применяются в отношении отдельных товаров (работ, услуг), конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен в приложении 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Перечень № 72, Указ № 72 соответственно).
Согласно нормам Указа № 72 Министерство здравоохранения Республики Беларусь осуществляет прямое (административное) регулирование цен (тарифов) по Перечню № 72, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.
В настоящее время в Перечень № 72 включены:
· платные медицинские услуги (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ) по перечню видов услуг, определяемому Советом Министров Республики Беларусь);
· лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь (по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь).
Перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли), утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 (далее — Перечень № 35).
Регулирование ценообразования на платные медицинские услуги
Платные медицинские услуги являются дополнительными к гарантированному государством объему бесплатной медицинской помощи и оказываются гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения на основании письменных договоров возмездного оказания медицинских услуг, за исключением платных медицинских услуг, оказываемых анонимно (п. 2 Положения о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения» (далее — Положение № 182)). Средства, полученные государственными учреждениями здравоохранения за оказанные платные медицинские услуги и учитываемые как внебюджетные средства, используются в соответствии с законодательством (п. 11 Положения № 182).
На сегодняшний день в Перечень № 35 включены следующие виды платных медицинских услуг:
· стоматологические услуги (ортопедические и зуботехнические);
· диагностические услуги (лабораторная, лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностика);
· медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.
Способы регулирования тарифов на платные медицинские услуги
1. Установление предельных максимальных тарифов. Предельная цена (тариф) — регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами (ст. 3 Закона № 255-З). Правовое регулирование предельных максимальных цен (тарифов), установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь, представлено в таблице.
Таблица
Правовое регулирование установления предельных максимальных тарифов на платные медицинские услуги
Платные медицинские услуги |
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь |
Стоматологические услуги (ортопедические и зуботехнические), услуги по лучевой диагностике при оказании стоматологических услуг |
от 03.02.2015 № 15 (в редакции от 26.12.2019 № 127) |
Услуги по лучевой, ультразвуковой, функциональной и эндоскопической диагностике |
от 03.02.2015 № 13 (в редакции от 23.05.2016 № 71) |
Услуги по лабораторной диагностике |
от 03.02.2015 № 16 (в редакции от 23.05.2016 № 69) |
Услуги по медицинскому освидетельствованию состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением |
от 21.01.2016 № 3 (в редакции от 23.05.2016 № 72) |
2. Установление предельных нормативов рентабельности. Предельный норматив рентабельности — устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах (ст. 3 Закона № 255-З). Пунктом 1.1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги» (далее — Постановление № 14) установлен предельный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в тарифы на платные медицинские услуги по Перечню № 35, в размере 30% к плановой себестоимости.
Данная норма применима к порядку формирования тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые организациями гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь.
Тарифы на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь, если иное не установлено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, устанавливаются ими самостоятельно без учета предельных максимальных тарифов, предельного норматива рентабельности (п. 4 Постановления № 14).
3. Установление предельных максимальных надбавок к установленным тарифам на платные медицинские услуги. Предельная надбавка — ограничение к цене, устанавливаемое субъектами ценообразования, осуществляющими регулирование цен (тарифов) (ст. 3 Закона № 255-З).
Согласно ч. 1 п. 13 Инструкции о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной Постановлением № 14 (далее — Инструкция № 14), за выполнение платных медицинских услуг по желанию заказчиков в ночное время, государственные праздники и праздничные дни юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право применять к установленным тарифам надбавки.
Предельные максимальные надбавки к установленным тарифам на платные медицинские услуги по Перечню № 35 применяются в размерах, не превышающих (п. 1.2 Постановления № 14):
· за оказание платных медицинских услуг в ночное время — 30%;
· за оказание платных медицинских услуг в государственные праздники и праздничные дни — 50%.
При наличии оснований для применения нескольких надбавок к установленным тарифам на платные медицинские услуги общая величина надбавки определяется путем суммирования соответствующих надбавок (ч. 2 п. 13 Инструкции № 14).
4. Порядок установления и применения тарифов на платные медицинские услуги.
В соответствии с п. 3 Инструкции № 14 юридические лица и индивидуальные предприниматели в рамках установленных Министерством здравоохранения Республики Беларусь предельных максимальных тарифов и с учетом предельного норматива рентабельности самостоятельно устанавливают фиксированные тарифы на оказываемые ими платные медицинские услуги.
В связи с тем, что платные медицинские услуги по Перечню № 35 включены в Перечень № 72, юридические лица, за исключением применяющих УСН и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, и юридических лиц, применяющих фиксированные тарифы, установленные в соответствии с законодательством, обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень тарифов, установленных на платные медицинские услуги (п. 2.11 Указа № 72).
В целях обеспечения единообразия оформления документов по экономическому обоснованию тарифов на платные медицинские услуги Министерство экономики и Министерство здравоохранения Республики Беларусь разработали примерные формы плановой калькуляции и расшифровок статей затрат, которые приведены в приложениях 1–7 к письму от 29.06.2011 № 12-06-10/5431/03-3-10/2068 «О порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги».
Тарифы на платные медицинские услуги, установленные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и обоснованные экономическими расчетами, помещаются в прейскуранты (п. 11 Инструкции № 14).
Обратите внимание: при формировании тарифов на медицинские услуги, в отношении которых в настоящее время законодательством не установлены предельные максимальные тарифы, учреждениям здравоохранения (в том числе государственной формы собственности) следует руководствоваться положениями Закона № 255-З, согласно ст. 12 которого они имеют право самостоятельно установить тарифы на эти услуги, исходя из конъюнктуры рынка, то есть без ограничений.
5. Мониторинг тарифов. Дополнительно к названным способам регулирования тарифов Министерством здравоохранения Республики Беларусь осуществляется мониторинг тарифов на платные медицинские услуги. Проводится также государственное статистическое наблюдение за ценами на медицинские услуги, оказываемые организациями здравоохранения.
Для обеспечения мониторинга рынка платных медицинских услуг в соответствии с решением Межведомственной комиссии по мониторингу отдельных товарных рынков (товаров, работ, услуг), созданной распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь от 11.02.2010 № 16р, юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют информацию об уровне тарифов на все виды оказываемых медицинских услуг, в том числе и в случаях их пересмотра, в течение 10 дней с даты их утверждения, по форме согласно приложениям 1 и 2 к письму Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.04.2011 № 03-3-11/1069.
Организации, имеющие ведомственную подчиненность, направляют вышеуказанную информацию в свою вышестоящую организацию для последующего представления в течение 5 дней в Министерство здравоохранения Республики Беларусь.
Информация о сформированных тарифах должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером (или иным специалистом), заверена печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя и представлена в Министерство здравоохранения Республики Беларусь на бумажном (в одном экземпляре) и электронном носителях в соответствии с шаблонами, представленными на сайте данного министерства www.minzdrav.by.
Инструкция по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на медицинские услуги, оказываемые организациями здравоохранения, утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.06.2015 № 63, устанавливает порядок организации и проведения выборочного государственного статистического наблюдения за ценами на медицинские услуги, оказываемые организациями здравоохранения.
Такое наблюдение проводится по отобранным организациям государственной и частной форм собственности, оказывающим платные медицинские услуги населению, как общего профиля, так и специализированным (стоматологическим, наркологическим, косметологическим и др.). Организации здравоохранения отбираются территориальными органами государственной статистики на основании данных об объемах медицинских услуг, оказанных населению организациями здравоохранения.
Способы регулирования цен на лекарственные средства
1. Установление предельных максимальных отпускных цен. На основании п. 2.1 Указа № 72 и во исполнение п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2012 № 56 «О перечне лекарственных средств, производимых организациями Республики Беларусь, цены на которые регулируются Министерством здравоохранения» установлены предельные максимальные отпускные цены на лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь, согласно приложению 1 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.09.2012 № 137 «Об установлении предельных максимальных отпускных цен на лекарственные средства, производимые организациями Республики Беларусь».
2. Регистрация предельных отпускных цен. Перечень лекарственных средств, в отношении которых осуществляется регистрация предельных отпускных цен организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, установлен Указом Президента Республики Беларусь от 22.08.2018 № 345 «О регистрации цен на лекарственные средства» (далее — Перечень № 345, Указ № 345 соответственно).
В соответствии с п. 1.1 Указа № 345 регистрации подлежат предельные отпускные цены организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, на зарегистрированные в установленном законодательством порядке лекарственные средства согласно приложению 1 к Указу № 345, а также включенные в перечень основных лекарственных средств, определяемый Министерством здравоохранения.
При этом п. 1.2 Указа № 345 установлено, что с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. запрещается реализация на территории Республики Беларусь лекарственных средств, предельные отпускные цены производителей на которые не зарегистрированы.
Методика расчета предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень № 345, определяется МАРТ по согласованию с Министерством здравоохранения (п. 1.5 Указа № 345).
В связи с вышеизложенным, с 1 января 2019 г. формирование цен на лекарственные средства, указанные в приложении к Указу № 345, осуществляется с учетом зарегистрированной в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 776 «О регистрации предельных отпускных цен на лекарственные средства» (далее — Постановление № 776), предельной отпускной цены производителя на лекарственное средство (п. 2 письма Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19.12.2018 № 03-02-12/836к «О разъяснении»).
...
Подробнее читайте в статье.
<...>