Ценовая политика в 2021 году |
Любая коммерческая организация создается с целью получения прибыли (ч. 1 ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В связи с этим ею ставятся и по возможности решаются различные задачи. Для достижения этих целей и задач разрабатываются тактика и стратегия (политика) функционирования организации. Такая политика может касаться бухгалтерского, налогового и управленческого учета, ценообразования, договорной работы и др.
Ценовая стратегия и ценовая тактика — вот из чего состоит политика ценообразования каждой организации. Именно с опорой на цели и задачи общей стратегии организации складывается ценовая политика. Основополагающая цель, а также общая стратегия коммерческой организации предполагают в своей основе максимальную удовлетворенность потребительских интересов и извлечение прибыли от осуществления своей деятельности. Важными целями ценовой политики являются гарантирование сбыта, получение прибыли по максимуму и удержание доли рынка.
Общие вопросы. Ценовая политика — это совокупность мероприятий и стратегий, которые использует корпорация для завоевания и удержания рынков сбыта. Она формируется на основе целей и задач развития, организационной структуры, методов управления, установившихся традиций, уровня издержек обращения и других внутренних и внешних факторов. Ее основная цель заключается в установлении цен на товары и их изменении в зависимости от ситуации с целью захвата определенной доли рынка, получения намеченного объема прибыли.
Стратегический подход коммерческой организации к проблеме формирования цены во многом зависит от этапа жизненного цикла товара. Значительные трудности возникают на этапе вывода на рынок нового товара. Нельзя допускать, чтобы объем продаж на нисходящей части кривой жизненного цикла товара существенно снижался. Жизненный цикл — время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке — проходит следующие стадии: разработка продукта, внедрение и испытание, развитие (рост), зрелость, спад.
Грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования являются основой для успешной деятельности любой коммерческой организации независимо от формы собственности. Организациям, которые стремятся проводить грамотную ценовую политику, необходимо решить ряд первоочередных задач: получение максимальной прибыли; завоевание рынка сбыта; снижение затрат; борьба с конкурирующими товарами; рост объема продаж и производства. Ценовая политика предполагает не только установление цены на товары, продукцию, услуги и работы, но и процесс регулирования цен в различных рыночных ситуациях. Цель системы ценообразования организации — в правильном определении цены, которую покупатель готов заплатить. Для захвата лидирующих позиций в определенных сферах экономики необходимо калькулирование себестоимости и отпускной цены изготавливаемой продукции.
По сути ценовая политика призвана решить оперативные задачи, связанные с реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, ответить на деятельность конкурентов и т.д. Это обеспечивает решение стратегических задач коммерческой организации.
Разработка ценовой политики позволяет коммерческой организации решить следующие важнейшие задачи в области ценообразования:
· освоение и эффективное использование новых моделей рынков и ценовой политики коммерческой организации, обобщающей современную практику и объясняющей мотивы поведения контрагентов;
· учет влияния на цены возможных последствий процесса интернационализации рынков, активно проникающего в экономическое пространство Республики Беларусь и ближнего зарубежья;
· обеспечение гибкого подхода к процессу ценообразования в зависимости от изменения фаз развития рынка и продаваемого продукта;
· разработка эффективной ценовой стратегии и выбор наиболее целесообразных методов ценообразования в зависимости от целей корпорации и реальных рыночных условий;
· разработка ценовой тактики с учетом постоянно меняющейся экономической конъюнктуры.
Ценовая политика — установление и изменение цен, их дифференцирование, установление благоприятных условий платежа (например, кредит, лизинг).
Ценовая политика в области бухгалтерского учета. Смысл ценовой политики коммерческой организации в области бухгалтерского учета заключается в том, чтобы через формируемые ею цены и тарифы с учетом всевозможных скидок и бонусов отражать их в бухгалтерском учете как хозяйственные операции с последующим раскрытием в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Содержание же этой отчетности, в свою очередь, влияет на мнение ее пользователей о финансовом положении организации и на их конкретные управленческие решения, заключающиеся, например, в том, стоит ли вкладывать финансовые ресурсы в определенные проекты организации, покупать или продавать ее акции, есть ли возможность предоставления ей или ею кредита (займа) и т.д.
Ценовая политика конкретной коммерческой организации во многом зависит от осуществляемых ею видов экономической деятельности.
Например, в розничной торговле во многом ассортимент влияет на возможность предоставления сезонных скидок. Следовательно, в такой ситуации работники бухгалтерской службы должны организовать через рабочий план счетов виды предоставляемых скидок. Такой подход в дальнейшем позволит анализировать ценовую политику в области скидок.
Варианты предоставления скидки могут быть различными:
<...>